Учеба сестер

Повышение квалификации сестер после окончания медицинского училища происходит в стенах того учреждения, где они работают. Это налагает определенную ответственность на администрацию больницы (роддома), которая должна так планировать учебу сестер, чтобы наиболее гармонично совершенствовать их знания не только в вопросах выхаживания недоношенных детей, но и в смежных разделах медицины.

Формы повышения квалификации сестер довольно разнообразны. К ним относятся производственные собрания, лекции по различным разделам медицины, реферативные сообщения, утренние и специально сестринские конференции и т. д.

Важное место занимает общение врача с сестрой во время осмотра детей. Осматривая ребенка с отклонениями от нормы или с какой-нибудь редкой патологией, врач объясняет сестре особенности данного заболевания, говорит о возможных осложнениях, которые при этом могут возникнуть, а также указывает на то, что она должна сделать при этих осложнениях. Такое собеседование придает сестре уверенность, помогает ей более сознательно и разумно относиться к больному, что положительно отражается и на качестве ухода за ребенком. Назначая новое лекарство, врач должен рассказать сестре о его лечебном действии и вызываемых им побочных реакциях. Например, при назначении инсулина сестра должна быть проинформирована о возможном развитии гипогликемии, при назначении аминазина — о возможном развитии коллаптоидного состояния и т. д.

Все погрешности в уходе, которые допускают сестры в течение рабочего дня, обсуждаются на утренних конференциях-пятиминутках. Такие обсуждения имеют не только воспитательное, но и познавательное значение. Если эти нарушения носят хронический характер и типичны для многих сестер отделения, вопрос выносится на производственное собрание, где разбирается более детально.

Одним из видов учебы является подготовка сестрами реферативных сообщений на актуальные для данного отделения медицинские темы. Тему для сообщения подбирает врач, он же указывает сестре особенности данной статьи и какие места в ней следует акцентировать. Помимо журналов, предназначенных для сестер («Медицинская сестра» и «Фельдшер и акушерка»), для реферативных сообщений можно использовать отдельные статьи из журналов «Педиатрия» и «Вопросы охраны материнства и детства». Реферирование статьи из врачебного журнала повышает кругозор сестры и делает ее сообщение более интересным.

Отдельные моменты ухода и эпидемического режима со временем забываются, и их необходимо периодически повторять. Вопросы ухода разбираются на производственных собраниях, особенности эпидрежима — на учебных занятиях. Для этого в одной из палат условно объявляют карантин по какой-нибудь инфекции, например по колиэнтериту, и наблюдают, как персонал данной палаты выполняет эпидрежим. Итоги занятия разбирают со всеми сестрами отделения.

При перепрофилировании обычного родильного дома в роддом для преждевременных родов или при развертывании новых отделений для недоношенных детей с сестрами в максимально короткий срок необходимо провести занятия по следующим темам: «Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей», «Вскармливание недоношенных детей» (с акцентом на технику кормления через зонд), «Температурный режим», «Устройство инкубаторов и кроватей-грелок и их эксплуатация», «Оказание неотложной помощи при аспирации и асфиксии». Кроме того, часть сестер желательно направить на стажировку в аналогичные отделения.