Заключение

Еще сравнительно недавно, в конце прошлого, начале нашего века, на недоношенных детей смотрели как на неполноценных, считая их нежизнеспособными. Эти взгляды основывались на очень высокой смертности, которая отмечалась в те годы среди недоношенных детей. Однако жизнь опровергла эти утверждения. Изучение анатомо-физиологических особенностей недоношенных детей и внедрение на основании этих данных специальных методов выхаживания способствовали резкому снижению смертности не только среди недоношенных вообще, но и среди детей с наиболее низким весом. В настоящее время описаны случаи выживания детей, родившихся с весом около 600—700 г. Выхаживание же детей с весом 900—1000 г стало обычным явлением.

Какова же дальнейшая судьба недоношенных детей? Могут ли они по своему умственному развитию занять достойное место в жизни нашего общества? Ответами на эти вопросы мы заканчиваем изложение материала о недоношенных детях.

Большинство авторов, которые изучали катамнез недоношенных детей, указывают, что у них по сравнению с доношенными чаще отмечается снижение умственных способностей и различные поражения центральной нервной системы. Так, Р. А. Малышева, обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3—4 лет, у 32 из них (12,5%) отметила тяжелые органические поражения центральной нервной системы.

С. С. Мнухин, изучая анамнез 900 детей с органическими поражениями центральной нервной системы, у 74 из них (8%) нашел указание на недоношенность. Если учесть, что количество преждевременных родов в Ленинграде в среднем составляет около 4— 5%, то получается, что органические поражения центральной нервной системы у недоношенных детей встречаются примерно в 1,5—2 раза чаще, чем у доношенных.

Еще более частые поражения центральной нервной системы отмечают А. Янус-Кукульска и С. Лис: при исследовании катамнеза детей, родившихся глубоко недоношенными, в возрасте 3—12 лет. Обследуя 67 детей с весом при рождении меньше 1250 г (из них у 27, или 40%, детей вес был ниже 1000 г), они в25% случаев обнаружили различные расстройства нервной системы.

Вместе с тем эти и другие авторы указывают, что у большинства детей с поражениями центральной нервной системы в анамнезе имелись указания на  отягощенный внутриутробный период или перенесенную внутричерепную родовую травму. Так, в приведенной выше работе С. С. Мнухина из 74 недоношенных детей с поражениями нервной системы только у 6 причиной поражения нервной системы можно считать недоношенность. У остальных детей имелись указания на патологию внутриутробного периода или перенесенную внутричерепную родовую травму.

Многие авторы, наблюдая бывших глубоко недоношенных детей в школьном возрасте, отмечали у них хорошее психическое развитие. В сообщении А. Янус-Кукульской и С. Лис из 42 детей, родившихся с весом до 1250 г и обследованных в школьном возрасте, 33 посещали нормальную школу и 16 из них учились на хорошо и отлично. Мы также неоднократно наблюдали детей школьного возраста, родившихся с весом от 900 до 1000 г, которые по своему интеллекту ни в чем не уступали доношенным сверстникам.

Анализируя данные литературы и свои собственные наблюдения, можно отметить следующее:

1.       У недоношенных детей по сравнению с доношенными чаще отмечаются различные поражения центральной нервной системы.

2.       Ведущая роль в органических поражениях центральной нервной системы у недоношенных детей принадлежит внутричерепной родовой травме и различной патологии внутриутробного периода.

3.       Сама недоношенность — как причина поражения центральной нервной системы — может играть роль только у очень недоношенных детей, родившихся на сроке беременности 25—26 недель и меньше.

4.       Большинство глубоко недоношенных детей вырастает полноценными людьми.