Физиологические основы дарования

Разумеется, успехи человека в определенной сфере деятельности зависят в известной мере от его типологических особенностей. Однако в основном успехи эти связаны с уровнем его способностей.

Дарование человека, его способности к конкретному виду деятельности связаны со степенью развития соответствующих корковых анализаторов. Не подлежит сомнению, что у выдающегося музыканта имеется высокий уровень развития слухового, а у выдающегося художника — зрительного анализатора. В физиологии анализаторов особое значение придается их центральной станции, корковой их части. Вспомним, что разные корковые анализаторы имеют определенную локализацию. Зрительный локализуется преимущественно в затылочной области, слуховой — в височной, кожный и двигательный — в лобно-теменной и пр. Функции абстрактного мышления связаны в большей мере с передней частью лобных долей.

Уровень развития анализаторов, а с ними и дарования у разных людей неодинаков. История знает ряд примеров, когда в одном человеке совмещались дарования научного и художественного характера. Иными словами, при среднем соотношении сигнальных систем обе могут быть развиты в высочайшей степени. Одаренность в области и науки, и искусства сочетали, например, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, А. П. Бородин и др.

Конкретные особенности корковых анализаторов, обеспечивающие высокую творческую продуктивность, составляют еще во многом неразгаданную загадку и подлежат дальнейшему изучению. Хотелось бы только подчеркнуть, что в физиологическом аспекте современный человек еще не выявляет всех своих возможностей по двум причинам.



Во-первых, в гуще моря людского остается еще очень много нераскрытых талантов. Судьбы людей не всегда еще складываются благоприятно для выявления их способностей. Быть может, у каждого человека есть свое дарование, но мы не сумели его открыть.

Во-вторых, дарование, безусловно, является врожденным свойством, но лишь потенциальным. Только воспитание позволяет его выявить. В этом смысле дарование — всегда продукт неразрывного единства наследственности и воспитания. Одним лишь воспитанием, даже самым изощренным, нельзя высечь таланта из бездарной личности. Вместе с тем при отсутствии надлежащего воспитания даже гениально одаренный от природы человек так и не выявит своего гения.

Существенно, что как выявлять, так и воспитывать, развивать талант надо достаточно рано. Как правильно пишет В. Л. Леви, урожай наследственности надо собирать вовремя. «Дикие» дети, которые с грудного возраста росли среди зверей (история знает несколько десятков таких случаев), при попадании в общество людей после 15 лет уже не становятся полноценными членами этого общества, полноценными людьми. Время упущено. Что же говорить о ростках таланта или гениальности, не выявленных до такого возраста? Не случайно подавляющее большинство великих деятелей нашей культуры, украсивших XIX век, вышли из дворянских помещичьих семей. К врожденной одаренности прибавлялось великолепное домашнее воспитание. Совершенствуя в настоящее время систему народного образования, мы должны серьезно думать об его индивидуализации.