Страницы: 1 2

Физиологическая канва психических актов

И. П. Павловым была вскрыта еще одна существенная черта, касающаяся механизмов психической деятельности человека. У животных, даже наиболее высокоорганизованных, психическая жизнь полностью исчерпывается возникновением и взаимодействием ассоциаций между различными простыми раздражениями: запахами, звуками и другими непосредственными сигналами от тех или иных внешних предметов. Совокупность этих ассоциаций Павлов назвал первой сигнальной системой.

У человека наряду и в неразрывной связи с этой системой имеется слово, заменяющее непосредственные сигналы и являющееся сигналом сигналов. Речь Павлов назвал второй сигнальной системой. Особенность слова состоит в его обобщающем характере. Так, в слове «дом» обобщены для человека основные признаки всех домов, какие он видел, в слове «лошадь» — основные черты всех виденных им лошадей и пр. Важно, что при этом обобщении слово впитывает в себя именно наиболее важные, типичные свойства данной группы предметов или явлений, а это уже есть отвлечение, абстракция, т. е. основа мышления. При восприятии словесного сигнала в мозгу всплывает обобщенное, абстрактное представление, лежащее в основе мысли, понятия. Связь языка и мышления является теснейшей.

Итак, мозг человека благодаря слову, речи, мышлению способен постигать не только простые химические, физические и иные свойства отдельных предметов, но и общие свойства, характерные для целой группы предметов и явлений. Это позволяет коре мозга отражать причинные связи между явлениями, познавать их законы, а на отражении в мозгу объективных законов природы основана сознательно планируемая трудовая деятельность человека — его основное отличие от животных.

Некоторые птицы и животные могут научиться реагировать на определенные звуки и даже произносить слова (попугай). Однако для животного слово — это только звуковой раздражитель, подобный особому звонку или треску. Для человека же слово — это сигнал сигнала, т. е. раздражитель не только звуковой, но и смысловой, обобщающий.

Попытаемся кратко подвести итоги сказанному о физиологической канве психических актов, о том общем знаменателе под разрозненные материалистические представления о мозге как органе психики, какой дали труды павловской школы. Можно отметить, что физиологические механизмы явлений включают прежде всего четыре основных момента:
— способность нервной ткани накапливать и сохранять следы раздражений;
— свойство коры мозга образовывать временные связи, ассоциации и хранить их;
— наличие у человека второй сигнальной системы;
— движение процесса возбуждения, вызывающее в мозгу цепь ассоциаций.

Понятно, что динамика процесса возбуждения неразрывно связана с процессом торможения. В каждый момент функционирует только то, что требуется. В этом плане можно говорить о координации мыслей так же, как говорят о координации движений. Число степеней свободы у мозга невообразимо велико, и здесь исключение всех возможных путей растекания возбуждения и обеспечение хода его по нужному руслу представляет собой важнейшую задачу сопутствующего тормозного процесса. Его можно уподобить скульптору, которого когда-то спросили, как он из бесформенной глыбы камня высекает столь прекрасное лицо. Мастер ответил: «Я убираю все то, что не есть лицо».

Оглядываясь на славный путь отечественной материалистической науки, можно сказать, что труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова пробили первую брешь в цитадели идеализма — их исследованиями психические явления удалось объяснить с естественнонаучных позиций. Эстафету приняли современные советские физиологи. Можно выделить три этапа в развитии учения о физиологических основах психики.

И. М. Сеченов, работая на холоднокровном животном — лягушке, открыл феномен центрального торможения. Один этот факт позволил ученому сделать целый ряд интереснейших обобщений и догадок относительно природы отдельных психических явлений. И. П. Павлов, работая на теплокровном млекопитающем животном — собаке, открыл условный рефлекс как механизм элементарного психического акта — ассоциации. Были изучены основные закономерности работы коры мозга, основного органа психики.

Современный исследователь Наталья Петровна Бехтерева в Ленинграде изучает со своим коллективом физиологические основы психики человека. Электроды, вживленные в мозг для лечения больных с некоторыми поражениями нервной системы, позволяют физиологам выяснять интересные факты, по крупицам пополняющие нашу информацию о материальных механизмах душевных переживаний. Удается видеть специфические особенности биотоков мозга при определенных эмоциональных состояниях и элементарных психических актах.

Другой современный исследователь, Павел Васильевич Симонов, в Москве, изучая со своими сотрудниками человека и животных, определяет мозговые структуры, связанные с конкретными поведенческими актами, разрабатывает мотивационно-эмоциональные аспекты корковой деятельности.

Имеются и другие научные коллективы, активно продолжающие дело славных классиков нашей науки.