Почему мы тянемся к кудесникам?

Имеет ли парапсихология право на существование, если почти все ее феномены либо сомнительны, либо могут быть объяснены на основе существующих представлений? Думаю, что энтузиасты должны продолжать работу. Они могут открыть если и не то, что ищут, то что-нибудь другое, не менее интересное. Все открытия приходят нежданно — вспомним открытие пенициллина А. Флемингом! Важно лишь, чтобы энтузиасты действовали скромно и не вербовали себе приверженцев до того, как будут получены достаточно определенные результаты.

Между тем приверженцы тянутся к этому очень легко. Почему так? Чем притягивает их ореол таинственности, чуда?

Французская исследовательница психотерапевт Жаклин Рено говорит о трех причинах живучести веры в таинственные, сверхъестественные явления. Сюда относятся, во-первых, внушаемость, доверчивость людей; во-вторых, склонность ошибаться, впадать в иллюзии; в-третьих, своеобразный психический настрой — жажда чуда. Чем этот настрой вызван?

С одной стороны, имеет значение тысячелетняя традиция человечества. Религиозные представления, сказки нянь и бабушек, фантастические произведения литературы и искусства настолько сроднили нас с миром чудес, что от него очень трудно освобождаться. Осколки детского мироощущения живут до конца жизни в каждом человеке.

С другой стороны, как очень мудро подметил Корней Иванович Чуковский, мы любим иллюзионизм в цирке и тяготеем к нему от того, что безумно устаем от неумолимой власти законов природы и даже временная мнимая независимость от них радует душу.

Как бы то ни было, можно свою потребность в чуде удовлетворять в цирке или в филармонии, наблюдая за удивительным мастерством иллюзионистов и гадая над механизмами их номеров.

Однако при подходе к пониманию самых сложных явлений жизни надо оставаться на почве реальных законов природы. Увлечение многих представителей интеллигенции когда-то спиритизмом, сейчас — медитацией и парапсихологией очень близко к фидеизму, прямой вере в чудеса. Опасность перехода подобного увлечения в веру имеется, и прав ленинградский философ Шахнович, который по аналогии с известными словами Маркса относительно религии сказал, что парапсихология — это опиум современной интеллигенции.