Совет да любовь

Зададимся вопросом: из-за чего люди сегодня вступают в брак, что они желают в нем найти? Мотивами здесь являются практически четыре потребности, связанные с желанием иметь:
— любовь (в узком смысле, т. е. удовлетворение влечений тела и частично сердца);
— детей;
— очаг;
— спутника жизни.

Перечисленные мотивы у мужчин и женщин находятся в разных соотношениях.

В самом деле, для мужчин в типичном случае на первом месте стоит первый из этих мотивов. Бывают, конечно, мужчины, страстно желающие иметь детей или заботливую хозяйку в доме, однако чаще всего основным мотивом является желание обладать любимой женщиной надежно и единолично.

Для женщин не так типична единая мотивация. Сегодня, разумеется, большей частью без любви браков не заключают. Однако, если женщина жаждет иметь детей, а вырастить детей одной трудно, женщина может пойти на брак под влиянием в основном второго мотива, если, конечно, действуют в какой-то мере третий (материальная поддержка мужа) и четвертый (положительные человеческие качества мужа) мотивы.



Сказанным определяется, какими должны быть стратегия и тактика обеих сторон, если они желают иметь счастливый брак. Задачей номер один является обоюдное стремление сохранить любовь как влечение тела и взаимную симпатию. Для этого не надо жалеть усилий.

Трагедия — и то, что разлюбили тебя, «еще страшней, когда разлюбишь ты» — в песне эти слова удивительно верны.

Мужчина должен четко осознавать мотивы, которые привели его избранницу к браку. Если преобладающим был первый мотив, то интересы обеих сторон полностью сливаются. Однако с появлением детей у женщины преобладающим становится второй мотив — материнский инстинкт. Мужчина должен уважать его и считаться с ним. Внимание, оказываемое любимой женщине в мелочах, помощь по хозяйству в трудный период ухода за грудным младенцем — все это будет содействовать сохранению того, что очень больно было бы потерять. Вспомним Софокла:
...Ведь должен муж о радостях любви лелеять память. В нас чувство благодарное родится от чувства благодарного — супруг, Забывший нежность ласк, неблагороден!
Вместе с тем мужчина должен хорошо понимать наличие цикличности половых функций женского организма, что сказывается и на меняющемся отношении женщины к половой близости. В романе Стендаля «Красное и черное» этот момент показан чрезвычайно ярко, пусть и в гротескной форме. Герою романа его возлюбленная периодически дарит огненную ночь, после чего чуть ли не месяц видеть его не может. Даже у самых темпераментных женщин такая цикличность выявляется достаточно четко. Внимательный муж должен знать это. Тогда он сможет даже прогнозировать дни, когда единство душ и тел будет наиболее полным. Надо помнить также, что если у мужчины в стремлении к интимной близости ведущую роль с самого начала играет влечение тела, то у женщины подчас влечение тела рождается из влечения ума и влечения сердца. Поэтому внимание к любимой женщине, умение восхищаться тем, что у нее красиво, — и восхищаться искренне (подчас достаточно тонкого комплимента, который, по выражению В. Л. Леви, ласкает самооценку) — все это представляет собой ту прелюдию, которая подводит к общности желания физической близости. Следует помнить и о том, что у женщин желание такой близости очень часто развивается не сразу.



Вопросы, которые мы сейчас рассматриваем, полны противоречий и очень сложны. Например, и плюсы, и минусы заключаются даже в том, имеют ли вступающие в брак опыт половой жизни. У одних народов ценится чистота невесты, у других — напротив, опыт и даже, более того, доказанное умение рожать детей.

Женщина также должна помнить о том мотиве, который привел ее избранника к браку. Предельная стыдливость женщины, как и предельное отсутствие стыда, — то и другое может в одних случаях охладить мужчину, в других поддержать и развить его страсть. Значит, избранника своего женщина должна знать и уметь управлять им. Представители современной цивилизации только сейчас постигают искусство любви — большей частью самостоятельно, в интимном союзе двух людей. Об этом говорит анкетирование, проведенное американским сексологическим институтом, данные его приводит в своей книге А. М. Свядощ. Анкетирование показало, что женщины ведут себя в сфере половой жизни все свободнее. Так, к изменению позы в процессе полового акта и активному положению сверху женщины, родившиеся до 1900 года прибегали в 35 %, а родившиеся после 1920 года — уже в 52 %; соответственно с 29 до 52 % возросло число женщин, использующих оральное раздражение половых органов партнера — эротический прием, французское название которого Илья Эренбург, озорничавший на ранних этапах творчества, избрал в качестве фамилии для гризетки Зизи в своем первом, остро сатирическом романе «Хулио Хуренито».

Женщина, желающая сохранить привязанность своего супруга, должна понимать, какую большую роль в жизни мужчины играет интимная близость, не судить в этом отношении по себе, а именно суметь встать на место другого. Конечно, мужчина мужчине рознь. Одному близость требуется ежедневно, притом иногда не один раз в день. Другому она нужна один раз в месяц. Однако и в том и в другом случае именно этим цементируется брак.

В среднем частота половых сношений в браке — 2—4 раза в неделю, т. е. в основном через день. Длительность полового акта также бывает различной — в среднем 5—6 минут. В молодости она меньше, в зрелые годы, с урежением сношений, она возрастает.

Особое значение, какое имеет для мужского организма необоримая потребность в удовлетворении полового чувства, — источник широко распространенного в отрочестве и юности онанизма. Бытует мнение о пагубном влиянии его на здоровье подрастающего человека. Однозначно утверждать так было бы ошибкой. Конечно, при чрезмерных злоупотреблениях, как и при чрезмерно интенсивной половой жизни, могут быть нежелательные явления — вспомним роман «Гений» Т. Драйзера. Однако запугивать юношей не следует. На определенном этапе все проходят через это.

Один ученый сказал, что из 100 мужчин 99 сознаются, что в молодости грешили онанизмом, а сотый скроет истину. Другой специалист добавил, что если кто-то утверждает, будто никогда не занимался онанизмом, это значит, что он занимается им еще и теперь.

Не слишком ли откровенной стала наша беседа? Интимная жизнь людей потому и называется интимной, что это — таинство, над которым не надо широко приоткрывать завесу. Однако быть абсолютно невежественными относительно этого таинства тоже нельзя, иначе мы, как говорится, можем наломать дров там, где при мало-мальской грамотности избежали бы всяких бед. В одной пьесе Бернарда Шоу старик абориген говорил прибывшему на остров цивилизованному европейцу, что белые люди научились метать на расстояние смерть, строить огромные огнедышащие лодки, замечательно играть в мяч, но абсолютно не умеют и не учат своих детей производить себе подобных.

Действительно, древняя Индия не знала чудес современной науки и достижений технического прогресса. Однако в науке любить она пыталась дать обобщения и каноны, которыми люди должны были пользоваться для своего блага. Не будем идти так далеко, как древние, но не станем и перегибать палку, превращая щит благонравия в щит невежества!