Психическая саморегуляция, медитация и аутотренинг

Феномены, о которых сейчас пойдет речь, не относятся, собственно, к экстрасенсорике или экстрамоторике. Они касаются наших возможностей воздействовать на собственный организм. Однако прежде всего сюда входит много еще не разгаданного относительно глубинных ресурсов нашей психики. Кроме того, феноменам этим нередко дают толкования парапсихологического плана. Поэтому представляется целесообразным рассказать о них в данной беседе. Отнесем их к парапсихологии в широком смысле слова.

Выше говорилось, что состояние психики, психические процессы оказывают большое влияние на функции организма, на процессы телесные. Внушение, передаваемое в основном словесно, через мысль человека, может придать организму силы для борьбы с болезнью. Слово может и вредить, т. е. если психический настрой на выздоровление повышает наши шансы устоять, то обратное, отрицательное психическое воздействие может даже погубить. В этом смысле совершенно правильно говорят, что слово лечит и слово ранит. Аллен Бомбар, переплывший в резиновой лодке Атлантический океан, специально изучил вопрос о причинах гибели людей при кораблекрушениях. Оказывается, уже в первые сутки на корабле появляются трупы. Люди еще не успели проголодаться, не успели ощутить муки жажды — они гибнут просто от страха, от психического шока, влекущего за собой тяжкие телесные расстройства, например инфаркт сердца. Известен случай из истории наркоза. Хирург, собиравшийся впервые применить хлороформный наркоз, обсуждал около операционного стола, где лежал готовый к операции больной, преимущества операции при обезболивании. Коллега в ответ стал живо возражать, описывая все опасности применения хлороформа. Когда хирург в пылу разговора провел линию по телу больного, показывая, как пройдет разрез, больной подумал, что уже началась операция, и погиб от психического шока. Если бы успели применить наркоз, считалось бы, что именно он послужил причиной смерти, и наркоз был бы надолго отставлен от хирургических операционных. Бывает, одно неудачное слово или выражение врача значительно ухудшает состояние больного. В медицине есть даже термин «иатрогения», т. е. происхождение патологии зависит от самого врача (по-гречески «иатрос» — врач), причем не в результате ошибочного лечения, а именно из-за слов или поведения медика. Не случайно советский психотерапевт И. Э. Вельвовский, инициатор психопрофилактики болей при родах, бросил врачам призыв о стерильности слова и поведения.

Итак, повторяем: независимо от нашей воли психическое состояние, формирующееся под влиянием различных воздействий, большей частью слов других людей, существенно влияет на телесные процессы. Наряду с этим, однако, мы не можем произвольно повлиять на какой-то орган, по желанию усилить или ослабить его деятельность. Как разрешить это противоречие?

Разрешается оно достаточно просто. На телесные процессы влияет общее состояние психики, общий эмоциональный настрой. Ведь для защиты своей жизни, борьбы за жизнь своего детеныша предкам человека надо было мобилизовывать все ресурсы своего тела. Поэтому в ходе естественного отбора выработалась связь психического состояния с мобилизацией возможностей организма. Вместе с тем природа позаботилась, чтобы животные по произволу не могли менять работу своих органов. Регуляция функций организма строго автоматизирована. В такой автономности, изолированности вегетативных функций нашего внутреннего Хозяйства от вмешательства психики заключен огромный биологический смысл. Ведь животное не знает, когда надо усилить работу сердца, когда надо замедлить сокращение кишечника и пр. Природа сконструировала наш организм так, что общением с внешней средой ведает психика, а управление внутренним хозяйством из ее ведения изъято; лишь в случае, когда необходима общая мобилизация сил, состояние психики воздействует на регуляторные системы внутренних органов.

Таким образом, существует надежный барьер, защищающий интимные внутренние процессы от прямого вмешательства психики в их регуляцию. Вместе с тем, зная в настоящее время, при каком заболевании какой орган желательно стимулировать или, наоборот, успокоить, чрезвычайно соблазнительно было бы научиться через нервную систему, без вмешательства химических агентов вносить коррективы в деятельность отдельных инструментов физиологического ансамбля, корректировать неумелого или приболевшего дирижера.

На попытку как-то прорвать защитный барьер «психика — соматика» и научиться управлять различными телесными, соматическими (от лат. soma — тело) органами посредством произвольных психических актов и направлены разрабатываемые уже давно меры, которые можно объединить под удачным термином «психическая саморегуляция», который предложен алма-атинским ученым А. С. Роменом.

Существуют различные методы самовнушения. В начале прошлого века родилась система самовнушения, предложенная французским врачом Куэ. Иногда она бывала весьма эффективна. В книге Ст. Цвейга «Врачевание и психика» описана американка Мэри Беккер-Эдди, страдавшая тяжелой истерией и до 30 лёт фактически прикованная к постели из-за постоянных параличей. Поверив в систему Куэ и начав с фанатическим упорством ее применять, Мэри Беккер-Эдди поднялась на ноги, прожила до 90 лет и основала особое движение, получившее название «христианской науки». Самовнушению по Куэ там уделялось очень большое внимание.

В настоящее время широкое распространение получает другая форма самовнушения — аутогенная тренировка. Человек приучает себя расслабляться, отключаться от посторонних раздражителей и в состоянии этой так называемой релаксации воздействовать на свое настроение и другие психические процессы путем словесных самовнушений. Техника аутотренинга подробно описана в книге В. Л. Леви «Искусство быть собой».

Говоря об аутогенной тренировке, невольно вспоминаешь известную истину: все новое — это подчас только хорошо забытое старое. С древних времен существует система самосовершенствования индийских йогов, в которой наряду с комплексами своеобразных физических упражнений предусмотрена так называемая медитация — тренировка способности отвлекаться от окружающего мира и погружаться в себя. Сеансы медитации, выполняемые регулярно на протяжении длительного времени, приводят к закономерному возникновению в сознании определенных образов; считается, что в конце концов человек может достигнуть состояния высочайшего блаженства — нирваны, или соматхи. В воображении людей, длительно занимающихся медитацией, особенно действующих под руководством опытных «гуру»— учителей, возникают одни и те же образы. Видимо, речь идет о произвольном вызывании у себя определенных галлюцинаторных феноменов. Применение некоторых видов психофармакологических средств (так называемых галлюциногенов) тоже вызывает определенные галлюцинаторные переживания. Не исключено, что однотипный характер таких феноменов при медитации связан с тем, что содержание их заранее запрограммировано, т. е. внушено, благодаря беседам с другими, более опытными йогами, прежде всего с самими «гуру».

Медитация фактически представляет собой древнюю форму аутотренинга, но насыщенную мистическим содержанием. Ряд наших современников увлекается ею. При этом вновь возрождаются представления о биополе. Фанатики медитации уверяют, что таким путем можно открыть у себя «третий глаз» и стать ясновидящим. Другие говорят, что в состоянии медитации вступают в связь с НЛО и пр. Конечно, нельзя исключить, что к увлечению медитацией приобщаются и психически больные люди. Как-никак шизофрения — достаточно распространенная болезнь, ею страдают 3—4 человека на тысячу населения. Трудно поэтому отделить внушенные галлюцинации у здоровых фанатиков йоги от галлюцинаций больных людей. Между прочим, бред, состоящий в мнимом взаимодействии с НЛО, стал появляться уже четверть века назад. В книге известного романиста-футуролога Артура Кларка «Лунная пыль» выводится человек, страдающий такой патологией. Ничего не поделаешь, сегодняшняя жизнь вторгается и в бредовые построения больных, ведь содержание бреда использует те же кадры мозговой «кинопленки»! Когда-то бред преследования был связан с чертями и нечистой силой, теперь — с гипнозом, атомной энергией и НЛО.

Дальнейшее научное и практическое изучение разных форм психической саморегуляции и самовнушения имеет огромное значение. Надо найти способы проникать через защитный барьер, установленный природой, чтобы воздействовать на наши органы в нужном направлении. Поэтому все приемы — от мысленного сосредоточения на отдельных точках тела (как практикуют йоги) до физического самораздражения этих точек — все должно испытываться для пользы человека. Думаю, что проблемам развития психической саморегуляции должно уделяться серьезное внимание. Надо только умело отделять здесь зерна от плевел.