Уильям Гарвей и открытие кровообращения

Уильям Гарвей родился 1 апреля 1578 года в портовом городке Фолькстоне графства Кент, на берегу Ла-Манша.

Отец его, Томас Гарвей, занимался торговлей и имел значительное состояние. Это был энергичный, предприимчивый человек, сумевший воспитать и поставить на ноги всех своих детей. Он был женат дважды: от первой жены имел одну дочь, а от второй, Джоаны Гальке,— девять детей, старшим из которых был Уильям.

О матери Уильяма Гарвея почти ничего неизвестно.

Десяти лет Уильям поступил в Кентерберийский колледж.

Здесь он оставался до 16-летнего возраста, а затем поступил в Кембриджский университет, где пробыл четыре года, изучая классиков, натурфилософию и медицину. 20-и лет Гарвей окончил общий курс университета, получил степень бакалавра и стал думать об избрании специальности. Благодаря чему, под чьим влиянием появилась у него любовь к науке, по какой причине он заинтересовался медициной,— мы не знаем. Отец Гарвея и все его братья занимались торговлей и были именитыми и богатыми купцами; из всех братьев один Уильям избрав, научное Поприще. Он решил посвятить себя медицине.

В то время в Кембриджском университете нельзя было получить достаточно основательного медицинского образования.

По существовавшему тогда обычаю, обеспеченные английские студенты, интересовавшиеся естественными науками и медициной, завершали свое образование на континенте. Так поступил и Гарвей. Он отправился сначала во Францию, затем в Германию и, наконец, остановился в Италии, где поступил в Падуанский университет.

В Падуе под покровительством Венецианской республики, поощрявшей искусство и науки, в то время существовала блестящая школа ученых-анатомов. С 1537 по 1544 год здесь преподавал, работал и создал свое произведение «О строении человеческого тела» основоположник современной анатомии Андрей Везалий. После Везалия здесь работали Реальд Колумб, который изучил малый круг кровообращения, и автор «Анатомических наблюдений» — ученик Везалия Габриэль Фаллопий.

В Падуанском университете Гарвей учился у выдающегося анатома Фабриция из Аквапенденте (1537—1619), ученика Фаллопия. Практической анатомией Гарвей занимался у ученика Фабриция — Каосери, а лекции по терапии слушал у известного в то время врача Минадеуса. Идеи учителей, несомненно, оставили в уме Гарвея глубокий след и послужили толчком для дальнейших работ.

В 1602 году Гарвей получил докторский диплом, расстался с Падуанским университетом и вернулся в Англию. В Кембридже он получил второй докторский диплом и отправился на жительство в Лондон.

Вскоре по приезде в Лондон Гарвей женился на дочери доктора Лаицелотта Броуна, бывшего придворного врача королевы Елизаветы, и занялся врачебной практикой. Его врачебный талант скоро обратил на себя внимание. В 1607 году Гарвей был избран членом лондонской коллегии врачей, а в 1609 — получил место врача при госпитале св. Варфоломея.

Слава его быстро росла. Его пациентами становились знатные, а также знаменитые люди — лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон, тайный советник короля граф Арондель и др. По-видимому, благодаря этим связям Гарвей смог занять место придворного медика сначала при короле Якове I, а после его смерти — при Карле I.

Среди врачей Гарвей не пользовался славой хорошего терапевта, все признавали в нем лишь анатома.

Его современник и первый биограф Джон Обрэй писал: «...хотя все его коллеги говорили, что он прекрасный анатом, я никогда не слыхал, чтобы кто-нибудь одобрял его методы лечения. Я знал многих врачей, которые не дали бы и трех пенсов за его рецепт и говорили, что из его предписаний нельзя понять, чего он добивается».

В этой оценке современника сказалось то, что медицина того времени представляла собой в основном хаотическое нагромождение поверхностных эмпирических данных и схоластических бредней.

Вместо того, чтобы изучать человеческий организм, досужая фантазия врачей создала «микрокосм», одушевленный «археем», чрезвычайно мало походивший на организм человека. Лечение болезней, построенное на нелепых доктринах и отвлеченных рассуждениях, сводилось к применению различных симпатических средств, таинственных эликсиров и эссенций.

При таком состоянии врачебного искусства не могло не процветать шарлатанство, а личные вкусы, пристрастия и фантазии, подменявшие истинные звания, играли огромную роль. Едва ли не каждый врач имел собственные рецепты, секреты, свои средства и приемы лечения, свои излюбленные панацеи от различных болезней.

Одни, опираясь на мистические бредни, лечили болезни почек симпатическими средствами, например «изображением льва на золоте», другие — приверженцы химической школы, основанной ученым и врачом Парацельсом (1493—1541),— старались восстановить в организме «гармоническое сочетание элементов», нарушение которого и составляло якобы сущность болезни. У этих врачей для каждой болезни существовало свое лекарство. Отыскивая лекарства, врач должен руководствоваться сходством «микрокосма» с «макрокосмом», т. е. организма с миром. Поэтому, например, листья растения, плоды которого имели форму сердца, применялись при болезнях сердца, чистотел, сок которого имеет желтый цвет, применялся при желтухе и т. п.

Учение Парацельса, развитое затем Ван-Гельмонтом (1577—1644), распространялось главным образом в Германии, но проникало и в другие страны. Последователи Парацельса и Ван-Гельмонта явились основателями школы ятрохимиков; их труды способствовали развитию химии. Однако, так как они отрицали значение анатомии и физиологии, их учение не могло оказать большого влияния на развитие медицины, основой которой являются знания о строении и отправлениях организма.

На протяжении многих сотен лет, вплоть до XV века, мысль ученых была совершенно подавлена авторитетом Аристотеля и Галена — величайших мыслителей, творцов науки Греции и Рима. Все, что шло вразрез с их учением, считалось ложью и ересью. Таким образом, авторитет великих ученых древности, обогативших в свое время науку, превратился в тормоз ее дальнейшего поступательного движения. Изучение природы и человеческого организма подменялось заучиванием написанного древними, как непогрешимой истины. Непосредственного знакомства с природой путем наблюдения и опыта не существовало. Религиозный фанатизм, всячески разжигаемый в средние века служителями культа, пресекал в корне любую попытку изучения природы. Все книги, пособия, созданные в эпоху Александрийской школы * были уничтожены.

Трудно представить себе, до какой степени был порабощен ум человека.

Чтобы пробить стену мрака, фанатического невежества и разрушить бессмысленное преклонение перед древними авторитетами, требовалось много смелости и самоотверженности.

Начиная с XV века, прогрессивные идеи стали проникать в различные области естествознания, прикладных наук и в искусства — литературу, зодчество, ваяние, живопись, появились выдающиеся произведения, знаменующие начало новой эпохи — эпохи Возрождения.

Сокрушительные удары средневековой схоластике были нанесены трудами Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно и их многочисленными последователями.

Первым восстал против авторитета Галена крупнейший анатом средневековья Андрей Везалий. Своими многочисленными работами на трупах он положил начало созданию современной анатомии человека.

Однако препаровка на трупе, конечно, не могла дать знаний о деятельности органов и организма в целом. Поэтому физиологические воззрения Везалия зачастую страдали умозрительностью, в них чувствовалось влияние древних авторитетов.

В период, когда благодаря трудам Везалия и его учеников и последователей (Колумб, Сервет, Фабриций, Фаллопий и др.) анатомия лишь становилась на ноги, а физиология отсутствовала, не могла еще развиться научная медицина.

Поэтому не удивительно, что Гарвей, не мирившийся с нелепыми представлениями своих коллег и современников о человеческом организме, казался им плохим врачом, мало уверенным в своем искусстве.

Он не был фанатиком какого-либо эликсира и всеисцеляющего ланцета, каким был, например, крупный представитель парижской школы Ги-Патен, лечивший всех больных слабительными и кровопусканием. Гарвей понимал всю нелепость учения схоластов и энергично работал над усовершенствованием способов распознавания и лечения болезней.

В его письме к Риолану имеются следующие строки:
 «В моей  медицинской анатомии я излагаю, на основании многочисленных вскрытий, трупов лиц, умерших  от серьезных и страшных болезней, какие изменения претерпевают внутренние органы в отношении объема, структуры, консистенции, формы и других свойств, сравнительно с их естественными свойствами и признаками, и к-каким разнообразным и замечательным недугам ведут эти изменения. Ибо как рассечение  здоровых и нормальных тел содействует успехам философии и здравой физиологии, так изучение больных и худосочных субъектов содействует философской патологии».

Таким образом, Гарвей полагал в основу изучения болезней вызываемые ими изменения в органах и тканях, т. е. стремился к обоснованию патологической анатомии, о существовании которой в то время не было и речи. К сожалению, его рукописи, посвященные этому вопросу, погибли.

Сохранился лишь написанный Гарвеем протокол анатомо-патологического вскрытия знаменитого в то время Томаса Дарр, умершего в возрасте 152 лет.

Гарвей сосредоточил свое внимание главным образом на одном из самых важных процессов в организме — работе сердца и движении крови по кровеносным сосудам. Свои взгляды по этому вопросу, основанные на многочисленных наблюдениях и опытах, он впервые изложил в апреле 1615 года на лекции в Лондонской коллегии врачей, куда его пригласили занять кафедру анатомии и хирургии.

Лекция произвела на коллег Гарвея большое впечатление. Тем не менее, он категорически отказался обнародовать свое ученье. Лишь через тринадцать лет, в 1628 году, после многочисленных вивисекций, опытов и бесед со своими учениками, проработав все детали своей теории, Гарвей решился опубликовать ее в небольшой книжке, озаглавленной «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» **.

Нужно поражаться настойчивости и необычайной наблюдательности, «ясновидению действительности», по выражению великого физиолога нашего времени И. П. Павлова, которые обнаружил Гарвей при создании учения о кровообращении.

О дидактических и методологических установках, педагогических принципах, которыми он руководствовался, дают представление 11 тезисов Гарвея, цитируемых нами по конспектам его лекций, изданных Лондонской медицинской коллегией ***:

1.       Показать, насколько возможно, целую часть тела сразу так, чтобы учащиеся могли бы схватить соотношения и строение.

2.       Демонстрировать особенности данного тела, лежащего на анатомическом столе.

3.       Дополнить словами только то, что не может быть показано.

4.       Как можно больше вскрытий производить в аудитории.

5.       Подтверждать замечаниями и наблюдениями правильное суждение и объяснять строение человека, сравнивая его с животными, и кроме анатомии вводить точку зрения на причины заболевания на основании общих законов природы, с целью исправить ошибки и осветить назначение и действия отдельных частей организма.

6.       Не хвалить и не осуждать других анатомов.

7.       Не тратить краткого времени в спорах или уничтожая противников.

8.       Излагать кратко и ясно, но не оставлять чего-либо необъясненным из того, что студенты видят перед собой.

9.       Не говорить о том, что может быть выучено дома без наличия самого тела.
10.     Не тратить времени на мелкие подробности.
11.     На изучение каждой части тела определять известное время.

Приведенными тезисами Гарвея, несомненно, могут руководствоваться с пользой для дела и современные педагоги.


Титульный лист трактата Гарвея, изданного во Франкфурте в 1628 году.

* Александрийская школа — своеобразное культурное течение эпохи эллинизма, центром которого была столица Египетского государства Птолемеев — Александрия (III век до н. э.— I век и. э.).
** «Exercitatio anatomica de motu cordis et sanguinis in animalibus».
*** William Harvey. Praelectiones Anetomiae universalis. 1886.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10