Физическая активность детей с превышением веса

Физические упражнения для полных детей не отличаются от двигательной активности детей с нормальным весом. Однако, если мы хотим, чтобы дети с превышением веса, которые в большинстве ленивы и избегают движений, эффективно занимались, проявляли интерес к физкультуре и спорту, надо с особой настойчивостью подойти к этому. Обязательно введение физических упражнений в режим дня ребенка с целью развития двигательных качеств и ликвидации или хотя бы снижения избыточного веса. Следовательно, цель не только в том, чтобы избавить ребенка от лишних килограммов, но укрепить его двигательный аппарат и выработать красивую осанку, походку, правильное дыхание, навыки правильного выполнения различных движений, сформировать привычку к рациональному режиму двигательной активности.

При осуществлении этой цели надо руководствоваться определенными принципами:
— отношение родителей, учителей физкультуры и врачей к ребенку с лишним весом должно быть оптимистичным, ободряющим, но в то же время твердым и последовательным;
— нагрузки следует увеличивать постепенно;
— дети  должны  выполнять упражнения  осознанно;
— ежедневно необходимо делать упражнения для всех групп мышц;
— каждое занятие должно включать упражнения для правильной осанки или для устранения ортопедических дефектов;
— как можно больше времени следует посвящать подвижным играм и занятиям спортом;
— обязательно отводить время, особенно в воскресные дни, для занятий физкультурой.

Мы стремимся к тому, чтобы толстые дети научились владеть своим телом, легко и прямо ходить, правильно бегать и прыгать, избавились от дисгармонии движений. Постепенно мы развиваем у них ловкость, реакцию, силу и выносливость, чтобы они как можно быстрее избавились от неудобств на уроках физкультуры в школе. Многие недостатки — такие, как кифоз (сгорбленная спина) и сколиоз (боковое искривление позвоночника), выдающиеся лопатки и особенно плоскостопие и иксообразные ноги можно в значительной мере исправить благодаря правильно подобранным специальным упражнениям.

Каждого тучного ребенка должен обследовать школьный врач и решить, может ли ребенок заниматься с полной нагрузкой или с определенными ограничениями. Следует убедить ребенка, что интенсивное движение необходимо не только для его роста и развития, но также и для достижения идеального веса. Мы должны привлекать ребенка к физическим упражнениям, создавая на занятиях радостную атмосферу. Не следует поначалу его утомлять. Для толстых детей, большинство которых страдает плоскостопием, оказались неподходящими длительные пешие прогулки. Гораздо эффективнее короткие пробежки, чередуемые с прыжками или перелезанием через препятствия, и другие естественные движения. Постепенно мы знакомим детей и с упражнениями для определенных групп мышц (например, для укрепления мышц живота, спины, ног). Для развития ловкости подходят кувырки из различных положений, лазание и преодоление препятствий. Для детей старшего возраста хорошо включить в занятия игры с мячом (перебрасывание мяча, баскетбол, волейбол, для мальчиков — футбол). Оправдалось также введение основ легкой атлетики, а у девочек и мальчиков начиная с 13 лет — танцевальной подготовки (элементы бальных танцев, главным образом латиноамериканских). Активные движения, физические упражнения, спортивные игры, ритмическая и танцевальная подготовка пробуждают в детях интерес к физкультуре, помогают им обрести здоровье и уверенность в себе.

Из доступных предметов рекомендуем для занятий прыгалки, шесты, гантели, а также полотенца, которые удобно применять для растягивающих движений и укрепления ослабленных мышц плечевого пояса. Можно использовать также приставные лестницы и скамейки (дома их заменят стулья, столы и диван-кровати). Упражнения с предметами и снарядами предназначены детям школьного возраста и молодежи.

Занятия располневших детей должны быть оживленными, разнообразными, трудные упражнения необходимо чередовать с более легкими, чтобы интенсивность занятий возрастала и снижалась. Интенсивность нагрузки меняется в зависимости от возможностей детей. Поскольку большинство толстых детей растут в семьях, страдающих ожирением, мы советуем регулярно заниматься с детьми и родителям — благодаря этому в семье сформируется и укрепится двигательный режим.

Если некоторые упражнения представляют затруднения, их можно выполнять из менее сложных основных положений (лежа, сидя). Самое простое — положение лежа на спине: оно делает возможным общее расслабление, так как вес тела распределен на большей поверхности. Расслабить мышцы живота, «разгрузить» тазобедренные суставы, напрячь ягодичные мышцы также лучше удается в положении лежа на спине.

Дети с лишним весом должны делать упражнения в быстром темпе, чтобы как можно больше похудеть. На основании наших наблюдений мы пришли к выводу: быстрый темп можно задать только тогда, когда ребенок правильно освоит выполнение движений. Некоторые упражнения даже рекомендуется выполнять в медленном темпе или с остановкой. Каждое упражнение повторяется 5— 10 раз, и постепенно число повторений увеличивается. От легких упражнений постепенно переходят к более сложным.

Неправильно нагружать при занятиях только отдельные мышечные группы, желательно ежедневно разминать все тело. Очень большое значение при выполнении упражнений имеет правильное дыхание.