Заключение

Страницы: 1 2 3 4

Проблема «Человек и природа» изучается на протяжении всей истории развития общества, и это естественно, поскольку раскрытие биологической и социальной сущности человека и его связи с природой связано с большими трудностями. Социальное развитие личности требует преемственности познания с сохранением и обогащением информацией из поколения в поколение, чтобы на этой основе углублять наши знания. Накопленный медико-биологический опыт и научные знания передаются следующим поколениям благодаря тому, что каждое, поколение получало определенную устную или письменную информацию от предыдущего. Это позволило человечеству постепенно, из поколения в поколение копить и расширять представления о сущности лечебного действия природных факторов на человека и не просто включать эту проблему в знание указанных факторов, но и устанавливать связь между ними. На данном этапе развития наших знаний накоплены качественно новые клинические факты и результаты специальных исследований, позволивших с современных медико-биологических позиций рассмотреть проблему «Человек и природа» и наметить пути дальнейшего ее развития.
В настоящей книге показано, что жизнь человека возможна лишь при непременной ее связи с окружающей природой. При нарушении этой связи в любом звене развивается болезнь, а при полном разрыве такой связи наступает смерть. Природа способствует совершенствованию человека, но и в самом человеке заложены определенные стремления к осуществлению цели жизни, к совершенству этой цели. По выражению И. П. Павлова, даже существует «рефлекс цели». Правда, великий физиолог говорил, что могут быть несоответствия между затрачиваемой энергией и важностью цели, подводя тем самым к мысли, что надо отличать «сами акты стремления» от смысла и ценности цели, продолжая завершать начатое.
П. К. Анохин подчеркивал, что если отражение цели действия, которое опережает само осуществление действия, является уже достоверным процессом, повседневно проверяемым, и если, как бы ни был сложен его механизм, он непременно разыгрывается на материальном субстрате мозга, то не должно оставаться сомнений в возможности объективно научного подхода к такому явлению. Поэтому при составлении современной характеристики тех сложнейших процессов, которые определяют жизнедеятельность человека, мы стремились хотя бы схематически определить место и значение в этой деятельности систем управления и систем обеспечения. Именно при таком подходе выявились возможные связи между системами управления жизнедеятельностью организма и влиянием на них природных факторов, как и влияние этих факторов через центральные механизмы регуляции на системы обеспечения жизнедеятельности. Природные факторы могут оказать непосредственное действие на системы обеспечения жизнедеятельности организма и изменить его функциональную активность в нужном для здоровья направлении. Но поскольку все эти процессы весьма сложны, то возникла необходимость выяснить, какая существует функциональная связь между системами управления жизнедеятельностью и обеспечения жизнедеятельности организма.
Специальные исследования показали, что под влиянием стрессорных воздействий возникают защитно-приспособительные реакции со стороны систем управления, направленные на ослабление напряжения важнейших функциональных систем организма в целях предотвращения их «полома», развития физиологических мер защиты и предупреждения возможности возникновения заболевания.
Таким образом, системы управления «организуют» с помощью дополнительных механизмов защиту организма, контролируют системы обеспечения и способствуют преодолению неблагоприятных ответных реакций организма, дальнейшее развитие которых может привести к срыву адаптации и возникновению заболевания. При оценке функциональной связи систем управления и обеспечения жизнедеятельности организма нами показано, какие сложные преобразования развиваются в нем, как переплетаются нервные и гуморальные процессы, какие гормоны и биологически активные вещества включаются при возникновении воспалительных или дистрофических заболеваний и каково значение природных физических факторов в регуляции и восстановлении нарушенных его функций. Разумеется, что конкретное представление об этих процессах и раскрытие механизма развития различных заболеваний, с одной стороны, и определение роли природных факторов в восстановлении нарушенных функций и формировании физиологических мер защиты организма, с другой — могут служить основанием для понимания связи между человеком и природой. Это имеет не только познавательное, но и большое лечебно-профилактическое значение, поскольку каждый больной получает представление о сущности своего заболевания и узнает, каким образом ему надо поступать в целях реализации рекомендаций, которые ему могут быть даны врачом.