О детской нервности

Каждому педагогу известно немало случаев, когда ученик плохо выполняет задание, уклоняется от общественной работы или ведет себя агрессивно, хотя и понимает обычно неправильность своих поступков. Первой реакцией педагога может быть желание наказать виновного, однако опытный учитель понимает, что непослушный ребенок нуждается в особом внимании, которое компенсировало бы, возможно, недостаток ласки и любви дома, что застенчивый ребенок боится не оправдать ожиданий учителя или своих родителей и т. д. Но, с другой стороны, опытный воспитатель должен дифференцировать, когда непослушание является следствием родительского невнимания к ребенку, а когда результатом избалованности, изнеженности и пр. В связи с этим педагогические мероприятия должны быть различными, индивидуализированными.

Отказ от учебы часто используется детьми как оружие в борьбе с авторитетом учителя и родителей. Это бывает тогда, когда дети чем-то уязвлены, но не могут или не хотят выражать активную реакцию протеста.

Необходимость восстать, бросить вызов авторитету особенно проявляется у подростков, стремящихся утвердить свою самостоятельность, свое «Я», что часто связано с биологической перестройкой организма, гормональными изменениями, которые наступают в переходном возрасте. К тому же в этом возрасте подростки склонны к критическому отношению к окружающему, в том числе к родителям и воспитателям, и в то же время крайне дорожат мнением своих сверстников и старших товарищей, которым они склонны подражать. Следствием этого могут быть и неправильные поступки.

Иногда учитель сам провоцирует возникновение напряженной обстановки в классе. Чтобы избежать этого, он должен стараться понять мотивы поведения своих воспитанников и тем самым способствовать разрешению конфликтов как между учениками, так и между учениками и учителем. Педагог не должен вызывать у ребенка чувство незаслуженной обиды, оскорбления. Нелегко завоевать доверие, являющееся основой педагогической работы, но легко его потерять. Иногда хорошему педагогу дети доверяют не меньше, чем матери и отцу.

Какой же душевной чистотой и тонкостью, какой любовью к человеку и к своей профессии, какой обостренностью чувств и чуткостью должен обладать педагог, чтобы, наказывая, быть справедливым, а поощряя, не вызывать зазнайства!

Ученики не могут по-настоящему хорошо учиться, если они недостаточно доверяют своему учителю, а учитель — им. Только при взаимном доверии и уважении создается настоящий коллектив, в котором обучение проходит успешно.

Некоторые учащиеся массовой школы вследствие перенесенных острых и хронических соматических болезней, травм опорно-двигательного аппарата, психогенных переживаний, а также по другим причинам оказываются ослабленными и в связи с этим временно отстают от сверстников. К таким детям необходим в течение некоторого времени индивидуальный педагогический подход, совмещаемый с лечебно-профилактической помощью.

В настоящее время лечебная помощь детям-невротикам, детям с психопатическими чертами характера и другими нервно-психологическими расстройствами оказывается в детских отделениях психоневрологических диспансеров со стационаром, в психоневрологических кабинетах при детских поликлиниках.

Диспансеризация поступающих в школу детей позволяет выявить у них отклонения со стороны нервно-психической сферы. Это помогает своевременно провести лечение нервных детей и оказывает ценную консультативную помощь педагогу в обеспечении индивидуального подхода к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5