О детской нервности

Среди детей с различными нарушениями нервной системы, отставанием в развитии имеются такие, которые не должны временно или постоянно учиться в обычной массовой школе. По своему состоянию здоровья они нуждаются в воспитаний и обучении б различных специализированных школьных и дошкольных учреждениях. Такие учреждения играют важную роль в борьбе с детской нервностью. Это дневные полустационары для нервных школьников, школьные интернаты по типу лесных школ, полустационары для детей, страдающих расстройствами речи. Большое значение имеет также санаторная сеть для дошкольников. Здесь дети могут быть хорошо подготовлены для перехода к школьному обучению.

В восстановлении и укреплении нервно-психического здоровья детей и подростков исключительно велика роль медицинской педагогики. Медицинская педагогика — область работы среди взрослых и детей, в которой наиболее тесно соприкасаются педагогика, лечебная и профилактическая медицина. Это область, задачи которой могут решаться только в самом тесном сотрудничестве врачей и педагогов. Медицинская педагогика в таком ее понимании охватывает ряд вопросов, относящихся к массовым школам и дошкольным учреждениям. Большое место здесь должны занимать вопросы психогигиены и психопрофилактики. Далеко не полностью, например, разработан вопрос о нормах нагрузки детей вне школы, в частности в связи со сверхпрограммными занятиями — музыкой, языками и др.

Специалисты, изучающие нервно-психическое здоровье школьников, приходят к заключению, что перегрузка учащихся иногда приводит к умственному переутомлению, а это вызывает нарушения нервно-психической деятельности. Вот почему педагоги и воспитатели должны уделять большое внимание соблюдению гигиены умственного труда учащихся.

Следует помнить, что немалая часть неврозов у взрослых также связана с ошибками их воспитания в детстве.

Все многообразные стороны неправильного воспитания в семье не только трудно, но и невозможно учесть. Однако несомненно, что одной из важнейших задач детских и школьных врачей, воспитателей, педагогов и психологов является дальнейшее изучение тех условий, которые приводят к формированию неполноценного характера. Мы подчеркиваем все это отнюдь не потому, что считаем психопатии результатом одного лишь порочного воспитания. Психопатии — это различного рода аномалии личности, в основе которых лежит биологическая неполноценность нервной системы, иногда в сочетании с отрицательным влиянием социальных (микросоциальных) факторов.

При каждой форме психопатии имеется своеобразный склад личности и характера, в значительной мере обусловленный, помимо конституции, воспитанием и окружающей средой.

Формирование спокойного характера гармоничной личности — залог успешного преодоления жизненных трудностей, непременное условие профилактики психопатий и неврозов.

Страницы: 1 2 3 4 5