Организму доступно большое количество другой информации, которая может специфицировать относительную удаленность объектов. Поскольку эта информация не требует движения и может быть выделена одним глазом, она очень широко применялась художниками и получила название «изобразительные признаки». Некоторые из таких признаков иллюстрируются рис. 4.8. Наиболее полное и исключительно ясное описание этих систем стимулов было дано Гибсоном (1950). По сравнению с динамическими переменными полезность таких признаков несколько ограничена. Изобразительные признаки могут указывать только относительное положение, и даже это они могут делать лишь с весьма ограниченной степенью точности. Существует множество ситуаций, в которых применение изобразительных признаков ввело бы наблюдателя в заблуждение (рис. 4.9). Брунсвик (1956) исследовал этот вопрос для целого ряда изобразительных признаков. Лучшим из них оказалась относительная высота в поле зрения. Анализируя реальные трехмерные сцены, он обнаружил, что примерно в 50% случаев более «высокий» объект на самом дело был расположен дальше. Однако и после исключения случаев, в которых более «высокие» объекты были расположены на том же расстоянии, оставшаяся пропорция случаев, где «высокий» объект в действительности был ближе, оказалась еще очень велика — слишком велика, чтобы доверять даже этому признаку (рис. 4.10).
Рис. 4.8. Изобразительные признаки. Эти монокулярные признаки не требуют движения и могут специфицировать глубину и удаленность для наблюдателя. Другие, не показанные здесь, изобразительные признаки включают наложение и относительную высоту.
А — линейная перспектива. Расстояние между линиями увеличивается с ростом удаленности;
Б — градиент плотности. Плотность контуров увеличивается с ростом удаленности (Из: J. J. Gibson, The Perception of the Visual World, Houghton Mifflin, 1950).
Рис. 4.9. (А) «Водопад» М. К. Эшера (1961). Если мы внимательно рассмотрим различные части этой конструкции, то окажемся неспособными обнаружить какие-либо ошибки. Однако же в целом изображенное на рисунке здание явно невозможно — например, две его башни имеют одну и ту же высоту, в то же время левая башня на один этаж больше, чем правая (из коллекции С. Roosevelt, Washington, D. С.).
Рис. 4,9Б левая часть задней стены этой комнаты удалена от наблюдателя на большее расстояние, чем правая. Размеры и ориентация стен, а также окон были подобраны таким образом, чтобы создать на сетчатке проекцию, идентичную с проекцией нормальной прямоугольной комнаты, но «меньшая» фигура в действительности просто находится на большем расстоянии, чем другая.
Рис. 4.10. Эта фотография показывает, как относительная высота может ввести наблюдателя в заблуждение.
(А) Левый прямоугольник кажется расположенным дальше, чем правый. (Б) Та же самая ситуация, что и в А, но снятая под другим углом. Беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в ошибочности предыдущей оценки сравнительной удаленности левого и правого прямоугольников.
В ходе этого краткого обзора проблематики восприятия пространства мы вновь и вновь возвращались к проблеме того, как организм оценивает абсолютную удаленность в противоположность относительной удаленности. Оценка абсолютной удаленности — это ключевая проблема восприятия удаленности. Как мы могли убедиться, существует много стимульных переменных, которые позволяют определить относительное положение с высокой степенью надежности. Они позволяют нам отчетливо увидеть, что один предмет находится ближе к нам или дальше от нас, чем другой. Однако во многих реальных жизненных ситуациях нам необходимо знать, как далеко от нас находится предмет. Выражение «как далеко» означает ту информацию, которая должна контролировать поведение, разворачивающееся в пространстве между нами самими и предметом. Рассмотрим действие протягивания руки и взятия предмета. Если это действие выполняет взрослый, оно великолепно приспособлено к фактической удаленности предмета, так что ситуации, в которых пальцы сжимаются, когда рука еще не достигла цели или, наоборот, уже «прошла» ее, практически исключены. Более того, для его выполнения нет необходимости в непосредственном зрительном контроле. Выполняя такие действия, мы можем смотреть в сторону или закрыть глаза. Это значит, что видимая удаленность предмета была перекодирована в набор моторных команд, которые управляют движением руки на нужное расстояние по направлению к предмету. Говоря о проблеме абсолютной удаленности, я имел в виду именно этот перевод информации из языка сенсорных характеристик в язык двигательных команд. Если организм обнаруживает поведение, которое адекватно по отношению к удаленности объектов, то я бы сказал, что он отвечает на абсолютную удаленность. Термин «абсолютная удаленность» служит сокращением для выражения «пространственные переменные, перекодированные в адекватную для контроля движений организма в пространстве форму».