Восприятие удаленности

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

В классическом исследовании Гибсон и Уока (1960), изучавших поведение младенцев в ситуации зрительного обрыва, в качестве индикатора использовалось ползание. Зрительный обрыв показан на рис. 4.11. Исследователи обнаружили, что младенцы, которые уже могут ползать, ни при каких обстоятельствах не переползают на «глубокую» сторону зрительного обрыва, что, по-видимому, является убедительным доказательством наличия восприятия удаленности [10]. К сожалению, младенцы, возраст которых достаточно велик, чтобы они могли ползать, имеют продолжительную историю развития восприятия и моторики. Поэтому описанный эксперимент мало что может нам сказать об истоках восприятия пространства.

Зрительный обрыв
Рис. 4. 11. Зрительный обрыв. Младенец ползет к матери по толстому листу стекла. Под стеклом находится линолеум с ярко выраженным рисунком. Для половины дистанции линолеум уложен прямо под стеклом, для второй половины линолеум находится на расстоянии 1 метра ниже поверхности стекла. На середине дистанции ребенок встречается со зрительным обрывом (Рисунок из: John С. Right and Jerom Kagan, Basic Congnitive Processes in Children, 1963. The Society lor Research in Child Development, Inc.).

Многие авторы полагали, что анализ ответов на приближающиеся предметы мог бы позволить нам оценить перцептивные способности детей более юного возраста. Уайт (1963) провел весьма тщательно контролировавшееся исследование развития одной из реакций на приближение предмета — моргания. Младенцы в этом эксперименте лежали на спине. Непосредственно перед их лицом был укреплен вертикальный оптический тоннель, содержащий объект, который мог падать в направлении лица ребенка с различной высоты (см. рис. 4.12). Снизу тоннель был закрыт прозрачной пластмассовой пластинкой, которая предохраняла лицо от попадания объекта. Пластина также исключала попадание в лицо ребенка каких-либо вызываемых падением объекта дуновений воздуха. Это позволяло быть уверенным, что наблюдаемые реакции были реакциями на зрительное событие, а не на движение воздуха. Мигательные реакции регистрировались при помощи электродов, прикрепленных к вискам ребенка, и записывались на движущейся ленте полиграфа. Оказалось, что первое моргание в ответ на падающий объект наблюдается примерно в возрасте восьми недель. В это время моргание оказалось специфическим именно к падению объекта, так как поднимание объекта не вызывало никакой реакции. До возраста восьми недель моргания вызвать не удалось.


Рис. 4.12. Аппаратура для вызывания реакции моргания, использовавшаяся Уайтом (Из: В. L. White, Human Infants: Experience and Psychological Development. 1971).

Результаты эксперимента, похоже, свидетельствуют о том, что восприятие удаленности может быть продемонстрировано в возрасте восьми недель. Но можем ли мы сделать отсюда вывод, что оно отсутствует в более раннем возрасте. Моргание относится к числу обычных реакций младенца и легко может быть вызвано дуновением воздуха задолго до восьминедельного возраста. Если мы признаем, что мигание является надежным индикатором восприятия удаленности, мы также, по-видимому, должны признать правомерность вывода о том, что у младенцев до восьми недель в условиях эксперимента восприятие удаленности отсутствовало. На этом месте необходимо сделать два замечания. Можем ли мы считать моргание хорошим индикатором восприятия удаленности, а также можем ли мы согласиться, что условия этого эксперимента были достаточно близки к тем условиям, в которых обычно протекает восприятие? Давайте сначала рассмотрим моргание. Какое функциональное значение может иметь закрывание глаз в ответ на быстрое приближение объекта к лицу? Безусловно, было бы больше смысла в выполнении какого-либо действия, направленного на избегание столкновения с объектом, причем выполняться это действие должно было бы с открытыми глазами. Что касается исследования, то для него больший смысл имели бы наблюдения за ответами, которые несут функциональную нагрузку, а не за морганием, которое представляется плохо адаптированной реакцией на приближение объекта. В конечном счете нет никаких доказательств, что взрослые закрывают глаза, когда видят приближающийся предмет, кроме разве что тех случаев, когда они теряют всякую надежду на спасение. Но почему же это должны делать младенцы? Вторая проблема связана с условиями эксперимента.