Зрительная радиальная локализация

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Фактическое количество данных относительно способностей младенцев оценивать радиальное направление не гак уж и велико. Тем не менее есть достаточное количество доказательств для того, чтобы подтвердить или опровергнуть некоторые из предположений, описанных выше. Информация, содержащаяся в оптическом градиенте расширения, инвариантна во время роста и поэтому могла бы использоваться младенцами без обязательного последующего приспособления к меняющимся размерам тела. В самом деле, было установлено, что совсем маленькие младенцы используют эту информацию. Бауэр, Броутон и Мор (1970а) обнаружили, что младенцы в возрасте нескольких дней демонстрируют координированный защитный ответ на приближение объекта по направлению прямо перед головой. Бол и Тропик (1971) дополнили этот результат, показав, что этот ответ специфичен к приближению по направлению прямо перед головой; приближение по одной из траекторий промаха вообще не вызывало защитной реакции [9]. Таким образом, складывается впечатление, что младенцы на первой неделе жизни могут идентифицировать направления движения объектов по отношению к себе.

Вопрос о том, могут ли младенцы определять положение неподвижных объектов, значительно более сложен. И снова проблема заключается прежде всего в выборе подходящего поведенческого показателя. Подобным показателем, по-видимому, могла бы быть точность движений глаз. Точность, с которой младенец может управлять движениями своих глаз для фиксации цели, могла бы казаться идеальной мерой точности восприятия. Выше мы предсказали точное восприятие направления прямо перед головой и неточное восприятие всех других направлений. Если бы удалось показать, что младенцы могут поворачивать глаза, чтобы посмотреть на расположенный прямо перед ними объект, более быстро и с меньшим разбросом, чем на объект, который находится в каком-либо другом направлении, то это можно было бы считать известным подтверждением высказанной выше гипотезы. К сожалению, хотя эксперименты такого рода и были проведены, их результаты оказались неопределенными с точки зрения подтверждения или опровержения нашей гипотезы из-за того простого факта, что совсем маленькие младенцы вообще довольно неохотно рассматривают что-либо, не совпадающее по своему положению с направлением прямо перед головой (Тропик, 1971; Пайпер, 1903). Хотя этот факт мог бы свидетельствовать как раз о том типе недостаточности восприятия, который мы имеем в виду, он может также отражать отсутствие внимания к периферическим участкам поля зрения. Возможный контрольный эксперимент мог бы заключаться в предъявлении младенцу объекта, скажем, в 15° справа от точки фиксации, когда он смотрит в направлении прямо перед головой, и в последующем сравнении скорости и точности его ответов в этой ситуации с ответами на предъявление объекта, который находится в направлении прямо перед головой, в то время когда глаза младенца повернуты на 15° вправо. Насколько мне известно, такие опыты никогда не проводились систематически. Данные Тропика и Клэнтона (1971) можно было бы интерпретировать как доказательство того, что точность смещения глаз не увеличивается с возрастом, однако на основании их данных нельзя сказать, имеет ли положение прямо перед головой какой-либо приоритет. Подобное отсутствие данных не позволяет нам прийти к какому-либо заключению относительно возможных различий между монокулярными и бинокулярными условиями наблюдения.

Итак, вырисовывающаяся ситуация состоит в следующем: мы знаем, что младенцы могут определять радиальное направление во время движения, мы не знаем, могут ли они идентифицировать радиальное направление, когда и они сами, и объекты неподвижны. Но поскольку это последнее условие встречается очень редко — младенцы всегда могут слегка двигать головой,— нет оснований считать, что несовершенное восприятие радиального положения наложит серьезные ограничения на процессы психического развития.