Капитан «Брига»

Основной метод, применяемый Черниговским при изучении интероцепции,— изолированная перфузия органа.

Орган, рецепция которого исследуется, изолируют от общего кровяного русла, а питание он получает либо от источника кровезаменяющей жидкости, либо от другого животного (донора). Таким образом, орган сохраняет только нервные связи с организмом.

Теперь, вводя в перфузат (т. е. в жидкость или кровь, проходящую только через изучаемый орган) различные химические вещества, изменяя его рН, можно увидеть, какой рефлекс или рефлексы вызовет химическое раздражение органа в других органах животного. Изменяя давление перфузата, можно определить, как реагируют механорецепторы сосудов.

Рассмотрим вначале изыскания Владимира Николаевича, которые непосредственно касаются сердца и сосудов,— работы, где были открыты рефлексы Черниговского. Эти исследования осуществлялись перед Великой Отечественной войной и в годы войны. Рецепторы эпикарда — наружного слоя сердца, обращенного в околосердечную сумку, Владимир Николаевич раздражал, вводя в сумку слабый раствор никотина. Никотин — чрезвычайно сильный яд, и чтобы он действовал только как Раздражитель, нужно разводить его во много тысяч раз. При введении раздражителя в околосердечную сумку артериальное давление быстро падало, что сопровождалось урежением сокращений сердца (помните, как в опытах Бецольда) и обычно учащением дыхания (в противоположность опытам Бецольда). Раствор, влитый в полость перикарда в скудном количестве (десятые доли миллилитра), можно было смыть с сердца и его сумки, и давление в артериях восстанавливалось, как и дыхание и пульс. После перерезки чувствительных нервов сердца никотин не оказывал никакого действия. Ничего не получалось и после введения в перикард растворов новокаина или кокаина, устранявших чувствительность нервных окончаний. Само по себе введение анестезирующего вещества повышало артериальное давление. Это обстоятельство Черниговский расценил как доказательство того, что импульсы центростремительных нервов сердца постоянно тонизируют вазомоторные центры.

На этих-то рефлексах и были построены дальнейшие наши исследования, побудившие нас написать эту книжку. Однако мы опережаем события.

Кафедра физиологии размещалась в двухэтажном домишке внутри академического двора. Маленький виварий находился в подвале.

Кафедральный кружок, как мы понимаем теперь, доставлял Капитану немало радости, хотя и отнимал у него много времени. Первыми учениками Владимира Николаевича были курсанты и слушатели Военно-морской медицинской академии. В 1943 году в г. Кирове в здании педагогического института размещалась эвакуированная из Ленинграда академия (ВАША). В издательстве этой Академии в этом городе вышла книга В. Н. Черниговского «Афферентные системы внутренних органов», в которой содержалось все основное, что составило учение об интероцепции. К автору этой замечательной книги сразу потянулась молодежь. Часть уже училась в академии и пришла к нему, когда он начал читать курс физиологии, другие только поступили в академию, вернувшись с войны.

Обычно он проводил с новичком предварительный получасовой разговор, После которого предлагал на выбор несколько тем для самостоятельного экспериментального исследования и скудный перечень литературных источников — этот перечень каждому предоставлялось расширить самостоятельно. Первый опыт Владимир Николаевич старался поставить вместе с «пришельцем», и если того требовали обстоятельства, не жалел времени, чтобы показать технику препаровки и «подводные камни» эксперимента. Иногда демонстрация затягивалась за полночь — казалось, Капитан «Брига» никогда и никуда не торопился и вообще у него не было других дел, кроме занятий в кружке. «Бриг» навсегда остался для него не забавой, а одной из главных забот жизни. И не напрасно: в экипаж входило немало талантливых студентов, впоследствии многие из них стали гордостью нашей физиологии. Новичок лишь стороной узнавал, насколько Черниговский загружен работой на кафедре академии и в своей лаборатории. Постепенно повышалась требовательность к каждому кружковцу. Владимир Николаевич считал необходимым, чтобы каждый из нас тоже стал мастером эксперимента, владел литературой своей, пусть пока еще маленькой проблемы, ее логикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6