Страницы: 1 2 3 4 5

Особенности черепно-мозговой травмы у боксеров

Удар по затылку приходится наблюдать в случаях грубого нарушения правил ведения боя, когда один из боксеров наносит запрещенный удар в область затылка или когда при ударе в лоб или в нижнюю челюсть боксер падает назад затылком на канаты ринга. Такое падение аналогично сильному удару по затылку. Голова спортсмена при падении на канат сильно отбрасывается вперед, мозжечок и ликвор большой цистерны оказывают давление вверх на ствол мозга в тенториальной дыре. В супратенториальной части возникает вращательное движение полушарий мозга, которые при торможении движения наталкиваются на основание передней и средней черепной ямки, где и травмируются. Ликворная волна из большой цистерны идет через цистерны моста и ножки мозга, другая волна ликвора идет из боковых желудочков в III, где ударяется о его стенки, травмируя главные регулирующие центры диэнцефальной области.

При падении на затылок при нокауте (удар о пол ринга) мозг сдавливается в области большого затылочного отверстия, ствол — в области tektorium, и происходит ушиб мозжечка о затылочную кость. При этом верхние мозговые вены натягиваются, иногда рвутся — возникает субдуральное кровотечение. Ликворная волна из боковых желудочков устремляется в III, водопровод и IV желудочек.

Кроме факторов, которые имеют место при непосредственном ударе в голову, при нокауте играют роль еще ряд рефлекторных механизмов. Потеря сознания во время боя возникает при сильных ударах в область шеи (sinus caroticus), солнечное сплетение (plexus Solaris), область печени и сердца. При ударе в солнечное сплетение, особенно когда расслаблены мышцы живота, часто наступает шок от прижатия нервного сплетения к позвоночнику.

При рассмотрении механизмов повреждения центральной нервной системы у боксеров становится очевидным, что только часть этих повреждений может быть смягчена за счет применяемых боксерами средств защиты, которые могут только снизить силу удара, замедлить ускорение движения кулака, но не могут устранить повреждения центральной нервной системы при прямом ударе в голову. Вместе с тем каждый боксер за время своей спортивной деятельности на тренировках и соревнованиях получает большое количество ударов в голову.

Нельзя забывать также, что надкостница костей свода черепа насыщена различными нервными окончаниями и представляет собой густое рецепторное поле. Исследования И. Г. Русина (1964) показали, что существует прямая связь между нервами надкостницы черепа и нервами твердой мозговой оболочки. Поэтому при ударе в голову не исключается и этот механизм патологического воздействия на оболочки головного мозга.

Неслучайно в последнее время на ринге используются защитные шлемы.

При занятиях боксом, кроме повреждений головного мозга, имеют место также повреждения глаз, ушей, внутренних органов костей лицевого черепа, кистей, суставов рук. А. Янышевская-Зигер (1958) наблюдала после нокаута паралич аккомодационных мышц глаза. Она считает, что офтальмологическое обследование боксера надо проводить не реже одного раза в 6 мес. J. Maguire и W. Benson (1986) приводят собственные результаты оперативного лечения отслоения сетчатки глаза у боксеров.

Одной из причин, снижающих защитные реакции боксеров, является «сгонка веса», применяемая для того, чтобы оказаться в определенной весовой категории. После «сгонки веса» боксеры чаще получают удары в голову, нокдауны, нокауты.

Все лица с закрытыми черепно-мозговыми травмами должны лечиться в стационаре. Это определяется тем, что даже самая легкая травма головного мозга может осложниться внутричерепным кровоизлиянием. На сегодняшний день одним из самых современных методов диагностики внутричерепных кровоизлияний является КТ.

По данным П. И. Готовцева (1972), у 91,3% спортсменов травмы головного мозга сопровождаются потерей сознания от 3—10 мин до нескольких часов. Отдельные футболисты после сотрясения мозга легкой степени не выходили из игры и продолжали «играть» в полубессознательном состоянии, автоматически, с типичной картиной амнезии. Имеющиеся материалы показывают, что 62,1 % спортсменов после легкого сотрясения мозга не освобождались от тренировок и соревнований либо начинали их преждевременно, не закончив курса лечения. Это — проявление недооценки отдельными врачами закрытой черепно-мозговой травмы, особенно легкой ее степени, ее отрицательного влияния на здоровье. В медицинских картах спортсменов не всегда имеются записи о перенесенной черепно-мозговой травме, нет сведений о проведенных лечебных мероприятиях. Многие спортсмены умышленно скрывают факт перенесенной мозговой травмы (диссимуляция). По данным П. И. Готовцева (1972), только 30% спортсменов после сотрясения головного мозга лечились в стационаре. Особенно низкий процент госпитализации отмечается после нокаутов у боксеров. Особого внимания, с этой точки зрения, заслуживают виды спорта, где наиболее вероятна повторная травма (бокс, хоккей, мото- и горнолыжный спорт, футбол, регби, конный спорт, спортивная гимнастика, прыжки на лыжах с трамплина). Спортсмены указанных видов спорта, перенесшие сотрясение головного мозга, должны в течение года не менее 3 раз проходить углубленное медицинское обследование с обязательным участием невропатолога и офтальмолога.