Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения (ДМФП)

Мы не случайно говорим об особой форме нейродистрофии миокарда. Она не является следствием первично-корковых неврологических нарушений или первично-диэнцефальных изменений, вызывающих нейродистрофию миокарда [Майсурадзе М. 3„ 1982] и возникает, при нервно-психических перенапряжениях, частых отрицательных эмоциях и психических травмах. Этот вид дистрофии миокарда, в отличие от описываемого нами, характеризуется обилием жалоб, и изменения ЭКГ при этом могут быть связаны как с гипокалией, так и с метаболическими сдвигами, возникающими при воздействии на центральную нервную систему.

Подтверждением возможности возникновения своеобразной нейродистрофии миокарда является следующий пример.

Спортсмен К., 28 лет, мастер спорта международного класса в беге на 400—800 м, у которого изменения ЭКГ сочетались с высокой спортивной работоспособностью, без каких-либо жалоб [Левина Л. И., Суров Е. Н. 1972].

Изменения конечной части желудочкового комплекса ЭКГ впервые были выявлены у этого спортсмена в 1961 г. Он был тогда тщательно обследован — очаги хронической инфекции исключены, АД в пределах 130/90 мм рт. ст., постоянная брадикардия (до 40—46 уд/мин). Несмотря на запрещение врачей, спортсмен тренировался и в 1965 г. выполнил норму мастера спорта, в 1968 г. выиграл первое место на международных соревнованиях в Мадриде, в 1969 г. установил всесоюзный рекорд в беге на 800 м.

На ЭКГ от 20.09.70 г. (рис. 25), как и на сериях предыдущих ЭКГ, определяются выраженные нарушения процессов реполяризации. Для решения вопроса о генезе этих изменений был проведен ряд проб. При пробе с нитроглицерином ЭКГ не изменилась, что позволило в известной степени исключить коронарный генез этих изменений. При пробе с обзиданом изменений ЭКГ также не произошло, что исключает повышенное содержание в миокарде катехоламинов. После приема внутрь 6 г калия хлорида изменились грудные отведения ЭКГ: в отведениях V2-3 уменьшилась отрицательная фаза зубца Т, а в отведениях V4-6 зубцы Т стали выше. Во время пробы Вальсальвы полностью исчезла отрицательная фаза зубца Т в правых грудных отведениях, мнению ряда авторов, это свидетельствует о функциональном происхождении таких изменений ЭКГ [Бриккер В. И., Шлясская Э. М., 1963; Новак П. и др., 1965; Tornow Р. et al., 1962; Waskerlunger et al., 1962 и др.]. При пробе с физической нагрузкой видно (рис. 26), что исходные изменения ЭКГ (а) уже после разминки уменьшаются (б), после бега на 800 м зубцы Т становятся положительными, исчезает зубец R в левых грудных отведениях (в). В восстановительном периоде (через 10 мин после бега) ЭКГ принимает исходный вид (г). Важно отметить, что ЭКГ, снятая сразу же после спокойного бега в течение 40 мин, изменяется значительно меньше. Это говорит о том, что скоростная нагрузка вызывает более четкую нормализацию зубцов Т, чем нагрузка длительная, но менее интенсивная. Нормализацию ЭКГ после пробы Вальсальвы и пробы с физической нагрузкой можно было бы объяснить парадоксальной реакцией, о которой уже говорилось. Однако однонаправленность изменений зубца Т при других пробах исключает это. Дело, по-видимому, в том, что при этих пробах повышается тонус симпатической нервной системы и снижается тонус блуждающего нерва вследствие усиления адренергических влияний на миокард. Это и приводит к нормализации желудочкового комплекса в случаях, когда его изменения вызваны нарушениями нервной регуляции, как в данном случае. При другом генезе дистрофии миокарда, как при миодистрофическом кардиосклерозе, после этих проб следовало ожидать усугубления отрицательных изменений ЭКГ.

Все это подтверждает, что изменения ЭКГ у спортсмена К. (как и у некоторых других спортсменов, дающих аналогичную реакцию на пробы) являются следствием резкого повышения тонуса парасимпатической нервной системы. Правильность такой трактовки этих изменений подтверждает также то, что после прекращения занятий спортом через год ЭКГ у него полностью нормализовалась (рис. 27).