Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Физиологическое «спортивное сердце»

В настоящее время известно также, что между степенью брадикардии и состоянием тренированности спортсмена полного параллелизма нет. Примерно у 1/3 спортсменов с брадикардией отмечаются плохая приспособляемость к нагрузке, сниженная работоспособность, быстрая утомляемость, расстройства сна и аппетита, различные другие жалобы. Тщательный сбор анамнеза и детальное врачебное обследование таких спортсменов позволяют в одних случаях выявить переутомление, которое и является причиной брадикардии, а в других — очаг хронической инфекции, и тогда брадикардию следует расценивать как следствие инфекционно-токсических влияний. Нередко выраженная брадикардия сочетается с дистрофией миокарда вследствие физического перенапряжения или с другими поражениями миокарда. Можно привести много примеров, когда при таком сочетании ликвидация ЭКГ- признаков дистрофии миокарда сопровождается увеличением частоты сердечных сокращений.

Иначе говоря, брадикардия только тогда может считаться признаком высокого функционального состояния организма, когда она не сопровождается субъективными жалобами и объективно определяемыми отклонениями в состоянии здоровья. Поэтому необходимо обращать внимание на каждого спортсмена с брадикардией и проводить тщательный анализ всех случаев, когда частота сердечных сокращений меньше 40 уд/мин (вопрос о путях клинической оценки гипотензии и ее генеза будет рассмотрен в разделе об изменениях артериального давления).

Что же касается гипертрофии миокарда, то она также не всегда может рассматриваться как классический признак физиологического спортивного сердца, и подход к ее оценке в свете современных данных, полученных с помощью ультразвукового исследования, должен быть изменен.

Наша позиция, которая была высказана еще в 1965 г., с каждым годом находит все большее подтверждение как в клинических, так и в экспериментальных работах. Она заключается в том, что хотя гипертрофия и представляет собой физиологическую приспособительную реакцию, однако эта реакция не самая рациональная, так как является, по сути дела, первым шагом к развитию патологической -гипертрофии. Необходимо сразу же оговориться, что все наши представления о гипертрофии миокарда у спортсменов относятся только к той степени гипертрофии, которая может быть выявлена современными клиническими методами исследования, в частности электро- и векторкардиографически. Эти не аналогично определению величины сердца рентгенологически, включая рентгенокимографию, и определению объемов сердца, так как эти методы не позволяют разграничить гипертрофию и дилатацию сердца.

Наиболее точным и перспективным методом исследования, с этой точки зрения, является эхокардиография — метод, только начинающий входить в спортивно-медицинскую практику. Поэтому для оценки гипертрофии миокарда следует пока еще пользоваться апробированными методами (электро- и векторкардиографией), которые не лишены недостатков, но являются общепринятыми. Именно на них и основываются наши представления о гипертрофии миокарда у спортсменов.

Небольшая гипертрофия миокарда, как и тоногенная дилатация полостей сердца, имеется у всех спортсменов и у лиц физического труда. Это подтверждается прежде всего средними данными об объеме сердца у спортсменов, которые несколько больше, чем у лиц, не занимающихся спортом. Н. Д. Граевская и Л. Н. Марков (1969) при вскрытии 39 спортсменов, умерших от различных причин, у всех без исключения обнаружили ту или иную степень гипертрофии миокарда. Об этом же сообщают Б. И. Дубчак и соавторы (1979) и др. Однако на ЭКГ гипертрофия  выявляется, по данным  разных авторов, только у 17—50 % спортсменов, имеющих одинаковый уровень спортивного мастерства. Это говорит о том, что можно достичь высокого спортивного мастерства без клинически определяемой гипертрофии. Попытки некоторых авторов объяснить это тем, что разработанные в клинике ЭКГ- критерии гипертрофии миокарда не могут быть использованы для спортсменов, несостоятельны. Само по себе развитие гипертрофии миокарда, вследствие его гиперфункции, у кого бы то ни было подчиняется общебиологическим законам. Как физиологическая, так и патологическая гипертрофии у спортсменов и не спортсменов на ЭКГ выглядят одинаково. Если встать на точку зрения этих авторов, то сразу возникает вопрос: как же пользуется спортивная медицина клиническими критериями различных других патологических состояний? Поэтому нет необходимости в разработке особых ЭКГ- критериев оценки гипертрофии миокарда у спортсменов.