Комбинированные нарушения импульсов

Комбинированные нарушения образования и проведения импульсов. Эти аритмии являются у спортсменов казуистикой. Мы наблюдали спортсменку К. 18 лет, мастера спорта по фехтованию, у которой при многократных ЭКГ-обследованиях выявилась желудочковая парасистолия (рис. 10). Никаких других отклонений в состоянии здоровья обнаружено не было. Парасистолия исчезла после прекращения спортивных тренировок.

Казуистикой являются также трепетание и мерцание предсердий, которые у спортсменов при отсутствии патологических изменений сердца являются следствием чрезмерных, физических нагрузок, грубых нарушений спортивного режима (интенсивное курение, употребление алкоголя) или тренировок в болезненном состоянии. Это подтверждают следующие примеры.

М. Б. Казаков (1961) наблюдал тяжелоатлета Л., у которого после неумеренного употребления алкоголя и курения появилась мерцательная аритмия. Соответствующими лечебными мероприятиями ритм удалось восстановить, и в течение 3 лет аритмия не возобновлялась, хотя спортсмен продолжал тренироваться.

В 1965 г. М. Б. Казаков описал случай мерцательной аритмии, появившейся у спортсмена во время тренировки, которую он проводил будучи больным гриппом; восстановить нормальный ритм не удалось.

Боксер, мастер спорта В., перенес нокаут, после которого имело место злоупотребление алкоголем. Появилась мерцательная аритмия. Ритм восстановился после 2 недели отдыха. Мерцательная аритмия больше не появлялась.

Аналогичные данные приведены в работе Г. И. Перова и С. Е. Светличной (1986).

В заключение раздела о нарушениях ритма сердца необходимо указать, что направленность тренировочного процесса оказывает четкое влияние на частоту и характер аритмий. Так, при исследовании ЭКГ 2742 спортсменов оказалось, что все виды нарушений ритма наиболее часто встречаются в тех группах, в которых основную направленность тренировочного процесса составляет выносливость — группы II, III и IV. Различия статистически достоверны.

Эти данные нашли себе подтверждение в работах последних лет. Так, например, частота аритмии СПСУ составила у спортсменов, тренирующих выносливость,23,6 % (марафонцы), качество быстроты— 10,1 % (спринтеры) и силы — 6,8 % (штангисты).

Что же касается частоты резко выраженной синусовой аритмии, то при использовании абсолютных критериев ее диагностики, т. е. R—R≥0,50 с, различий при разной направленности тренировочного процесса выявить не удалось. Это, на наш взгляд, объясняется малой информативностью данного критерия, основанного на расчете абсолютных значений RR.

При использовании относительного критерия диагностики резко выраженной синусовой аритмии, а именно AR—R в процентах к среднему большему или равному 50 %, на том же материале влияние направленности тренировочного процесса четко выявилось. Так, эта аритмия оказалась у 49 % спортсменов, тренирующих выносливость, у 29 % тренирующих быстроту и у 12 % —тренирующих силу (р<0,05).

Очевидно, что правильный ритм и умеренно выраженная синусовая аритмия характерны для спортсменов, тренирующих качество силы, а резко выраженная синусовая аритмия — тренирующих выносливость.

Эти данные позволяют считать, что для оценки степени выраженности синусовой аритмии следует использовать относительную величину разброса R—R, выраженную в процентах к средней их длительности.

Вообще вопрос о нарушениях ритма сердца у спортсменов является сегодня одной из основных проблем спортивной кардиологии, требующей глубоких исследований. Рост числа спортсменов с нарушениями ритма несомненен.

Существенную помощь в изучении этой патологии оказывает отечественная аппаратура, выпускающаяся серийно. Речь идет о ритмокардиоскопе РКС-02, позволяющем комплексно подходить к исследованию ритма сердца и его нарушений, что существенно повышает и углубляет функционально-диагностический анализ.

Представленные данные о нарушениях ритма сердца у спортсменов дают основание считать, что тщательное клиническое и современное инструментальное обследование позволяют найти большинству из них удовлетворительное объяснение и выявить предпатологические состояния и патологические изменения миокарда. Тесная связь целого ряда аритмий у спортсменов с очагами хронической инфекции, дистрофией миокарда вследствие физического перенапряжения и выраженной гипертрофией миокарда позволяет считать ошибочной позицию тех исследователей; которые рассматривают все брадисистолические формы аритмий у спортсменов как проявление особенностей спортивного сердца. Нельзя принять и точку зрения тех авторов, которые лишь на основании отсутствия окклюзионных поражений коронарных артерий при коронарографическом исследовании относят такие нарушения ритма, как пароксизм трепетания или мерцания предсердий, к разряду функциональных или на основании высокой работоспособности и хороших спортивных результатов отвергают органическую природу выявленных у спортсменов аллоритмий, а также групповых и политопных экстрасистол.

Приведенные данные еще раз подтверждают справедливость и перспективность основных положений, развиваемых советской клинической кардиологией, о необходимости постоянного поиска структурных нарушений при любых, казалось бы, функциональных изменениях и так называемых функциональных заболеваниях.