Нарушения атриовентрикулярного проведения

Существенно более сложной является оценка выраженного нарушения атриовентрикулярного проведения у спортсменов без каких-либо отклонений в состоянии здоровья. Для того чтобы отличать атриовентрикулярную блокаду функциональной природы от блокад, в основе которых лежат воспалительные или дегенеративные изменения в области атриовентрикулярного соединения, широкое распространение получила проба с введением атропина. Принято считать, что восстановление атриовентрикулярного проведения после введения атропина может служить доказательством функциональной природы такой атриовентрикулярной блокады и исключает патологический характер атриовентрикулярной блокады. Однако поскольку восстановление атриовентрикулярного проведения после введения атропина может наблюдаться и при атриовентрикулярной блокаде органической природы [Чазов Е. И., Боголюбов В. М., 1972; Сумароков А. В., Михайлов А. А., 1976; Дембо А. Г., 1980], ценность атропиновой пробы следует признать весьма относительной. Это же относится к восстановлению атриовентрикулярного проведения под влиянием физической нагрузки. Попытки соотнести длительность интервала Р—Q и реакцию на физическую нагрузку с другими отклонениями в состоянии здоровья (очаг хронической инфекции и дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения) не подтвердили существующего представления о возможности исключить патологический характер нарушений атриовентрикулярного проведения на основании восстановления атриовентрикулярного проведения в ответ на физическую нагрузку.

Так, динамические наблюдения за спортсменом X., 27 лет, с атриовентрикулярной блокадой II степени и периодикой Венкебаха, который, несмотря на это, продолжал тренироваться и участвовать в соревнованиях, не выявили при тщательном клиническом, лабораторном и эхокардиографическом обследовании каких-либо отклонений в состоянии здоровья. В то же время у спортсмена Б., 22 лет с полной нормализацией времени атриовентрикулярного проведения после физической нагрузки имели место выраженный хронический тонзиллит и дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения.

Механизм развития нарушений атриовентрикулярного проведения до настоящего времени остается неясным. Чаще всего это зависит от повышения парасимпатического тонуса.

Учитывая современные данные об изменении/ соотношений между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы при регулярных физических нагрузках, следует говорить не о повышении тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а лишь об относительном преобладании холинергических реакций на фоне снижения тонуса обоих отделов или, что точнее, о более высокой чувствительности клеток атриовентрикулярного соединения к холинергическим воздействиям.

Важное подтверждение роли холинергических влияний в развитии атриовентрикулярной блокады у спортсменов получено при анализе связи физической деятельности с частотой нарушений атриовентрикулярного проведения. Оказалось, что у спортсменов, тренирующих выносливость, что сопровождается преобладанием холинергических влияний, атриовентрикулярноая блокада выявляется в 3,1 % случаев, а при тренировке силы, протекающей без существенных сдвигов вегетативных реакций, атриовентрикулярная блокада не встречается совсем (р<0,05).

В основе атриовентрикулярной блокады у спортсменов может лежать также гипоадренергия различной степени выраженности, т. е. очаговая дистрофия миокарда в области атриовентрикулярного соединения. Возможно также, что одной из причин развития нарушений атриовентрикулярного проведения у части спортсменов является гипотрофия клеток проводящей системы атриовентрикулярного соединения. О возможности такого развития механизма атриовентрикулярной блокады свидетельствуют гистопатологические исследования Okada, Fukuda (1981).

Таким образом, многообразие причин и механизмов, лежащих в основе развития нарушений атриовентрикулярного проведения при занятиях спортом, указывает на необходимость тщательного врачебного анализа каждого случая таких нарушений.