Чтобы дети были счастливы

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще на заре советской власти прозвучал один из самых благородных девизов революции: «Все лучшее — детям», и он звучит поныне. Дети — наше будущее, и забота об их здоровье, нравственном воспитании стала задачей первостепенной государственной важности.

В книге, посвященной вопросам психологии физической культуры, профессор А.П. Нечаев писал в 1927 году: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном" воспитании там, где отсутствует воспитание движений: ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками».

К сожалению, зачастую в долгу перед детьми за их неправильное физическое воспитание родители, которые прежде всего заботятся о том, чтобы их дети были всесторонне образованными, в достаточной степени развитыми в интеллектуальном отношении людьми. Что же касается физического воспитания, то оно воспринимается многими как забава, что-то не вполне серьезное, второстепенное. Именно в этом кроется основная ошибка. Создание всех необходимых условий для наилучшего физического развития детей — одна из главных задач семьи, являющейся на данном этапе центром воспитания молодого поколения. Эта задача вызвана многими проблемами нашего века, и прежде всего гипокинезией, болезнью, неведомой нашим предкам. Единственным лекарством против нее является физкультура, двигательная активность, других средств нет. Вспомним, какими возмужалыми возвращаются домой воины, отслужившие в рядах Советской Армии. Иногда матери трудно узнать своего сына в окрепшем юноше, сильном, мускулистом, здоровом. Всему причиной —ежедневные физкультурные занятия, режим сна и питания, армейская дисциплинированность.

А.С. Макаренко писал: «Всеми мерами семья должна поощрять интерес к спорту. Нужно, однако, следить за тем, чтобы этот интерес не сделался интересом наблюдателя-болельщика. Если ваш сын с горячей страстью рвется на все футбольные матчи, знает имена всех рекордсменов и цифровые выражения всех рекордов, но сам... не катается на коньках, не бегает на лыжах, не знает что такое волейбол,— польза от такого интереса к спорту очень невелика и часто равняется вреду».

В деле приобщения детей к физкультуре и спорту немаловажную роль играет собственный пример родителей. Совместные занятия в спортивных залах, плавательных бассейнах — их лучший союзник в борьбе за здоровье ребенка. Уже накопился интереснейший опыт физкультурной работы во многих семьях. Такие семьи забыли дороги в поликлиники, аптеки. Их обычные маршруты — это дорожки здоровья, спортивные комплексы, походы по родному краю.

В книге Я.Э. Бердыховой «Папа, мама, поупражняйтесь со мной» (Прага, 1974), которая выдержала четыре издания и переведена в ряде стран, говорится, что с помощью спорта родители «учатся» любить своего ребенка, находят путь к его душевному миру, к настоящей спортивной дружбе. Прекрасно иллюстрированная, эта книга может научить каждого желающего квалифицированным парным упражнениям с детьми.

Физкультурные упражнения вместе со всей своей семьей практиковал великий писатель Л.Н. Толстой. «Мы становились в ряд,— вспоминал его старший сын Сергей Львович,— отец перед нами, и мы должны были в точности подражать его движениям: ритмически поворачивать голову направо, налево, вверх и вниз. Одновременно надо было разгибать руки, поднимать и опускать поочередно правую и левую ногу, приседать, кланяться, не сгибая колен и доставая землю руками». А совместные катанья зимой на коньках, летом на велосипедах, игра в крокет, купанье в Большом пруду!».