Чтобы дети были счастливы

Страницы: 1 2 3 4 5

Совершается великое чудо — рождается человек. В большинстве случаев природа дает ему прекрасные задатки. Но они требуют развития, совершенствования, постоянных тренировок. Например, память требует постоянных упражнений — запоминания услышанных звуков, отдельных слов, предложений, затем сказок, стихов. В дальнейшем эта тренировка углубляется на школьной скамье.

«Каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе громадный запас сил и задатков,— писал русский физиолог Н.Е. Введенский (1852—1922). Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и утилизируется в дальнейшей жизни человека, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как использовать по возможности полнее тот богатый запас сил, который заложен в нашу организацию».

Становление микронасосной функции скелетных мышц — внутримышечных периферических «сердец» происходит одновременно со становлением деятельности других органов. Как обстоит дело с их тренировкой? Ведь работа сердца усложняется по мере роста организма. Оказывается, здесь-то как раз не все благополучно.

В век акселерации, т. е. ускоренного физического развития детей, ученые прежде всего заметили несоответствие уровня развития грудной клетки росту и весу тела. Высокие, вытянутые в длину подростки нередко оказываются узкогрудыми. Пришлось рекомендовать ряд оздоровительных мероприятий, способствующих выравниванию этой диспропорции.

У некоторых детей за быстрым ростом тела в длину не успевают внутренние органы и механизмы их регуляции. В первую очередь это относится к сердечно-сосудистой системе, развитие которой отстает от темпов увеличения роста и веса. Возникла еще одна проблема века — гипоэволюция сердца, то есть отставание его развития от других физиологических показателей. Появившийся термин «двигательный голод»— резкое снижение двигательной активности — относится не только к взрослым, но и к детям в связи с коренными изменениями быта и техническим прогрессом.

Вспомним, как закаляла юношей древняя Спарта. Сколько внимания уделялось в те далекие времена, когда еще никто не слышал о научно-технической революции, кибернетике и пр., физическому совершенству, активному двигательному режиму. Каждый спартанец от 8- до 20-летнего возраста проходил особое военно-спортивное обучение. В Древней Греции о невежественном человеке принято было говорить: «Он не умеет ни плавать, ни читать». Лишь после завоевания Греции Македонией, а затем Римом физическое воспитание стало заметно уступать общеобразовательным наукам.

Искусство воспитания гармонично развитого человека состоит именно в том, чтобы физическое воспитание никогда не отставало от умственного. Особенно большое значение это имеет в наше время.

Нынешний школьник большую половину дня тратит на усвоение множества дисциплин, без знания которых трудно пришлось бы ему в ожидающей его трудовой деятельности. Усваивает он эти дисциплины преимущественно сидя. Дома также долго сидит за приготовлением уроков. А как он проводит вечера? На спортивных площадках, которые есть в любом микрорайоне? Далеко не всегда. В этом вся беда. Дети чаще всего усаживаются у телевизора вместе со взрослыми и смотрят подряд все передачи, а утром едут на метро, автобусе, или опаздывающего на занятия школьника папа подвозит на машине в школу.

Как в таких условиях быть с тренировкой насосной функции мышц, которая может предупредить ряд сердечно-сосудистых заболеваний? Ведь перегруженное сердце в одиночку перегоняет кровь по длинной сети сосудов, в результате чего чаще заболевает, в нем развивается сердечная дистрофия. Кроме того, застойная кровь, своевременно не выкачанная мышцами, приводит к заболеванию и других органов: печени, почек, легких, желудочно-кишечного тракта. Тогда взрослые недоуменно пожимают плечами: еще ребенок, а уже серьезно болен, несмотря на созданные ему «хорошие» условия в быту и в учебе. Не понимают, что гипокинезия губительна, и в первую очередь для подрастающего поколения.