Страницы: 1 2 3 4

Заболеваемость спортсменов и ее структура

Все эти задачи очень сложны и принципиально не отличаются от задач, которые решает любой врач в больнице, поликлинике или другом лечебном учреждении. Ошибка в решении первой задачи, т. е. допуск к занятиям спортом лиц с нарушениями в состоянии здоровья, с какими-либо хроническими заболеваниями, обязательно рано или поздно приводит к углублению этих нарушений, развитию тяжелого заболевания, в результате которого может наступить инвалидность и даже смерть.

Сложность установления диагноза «здоров» заключается прежде всего в том, что общепринятого определения здоровья нет. Кроме того, как известно, существуют латентно протекающие заболевания, распознавание которых подчас невозможно из-за несовершенства существующих методов исследования.

Осложняет постановку этого диагноза довольно широко распространенная среди спортсменов диссимуляция, а также то, что хорошее самочувствие не решает вопроса об отсутствии каких-либо патологических изменений в организме. Так же как и хорошее самочувствие, высокий уровень функционального состояния и даже высокие спортивные достижения не всегда свидетельствуют об абсолютном здоровье. Дело в том, что огромные компенсаторные возможности, которыми природа наградила человека, позволяют ему обеспечивать общее высокое функциональное состояние, компенсируя недостаточность функции больного органа или системы повышением функции других органов или систем. Это и позволяет лицам с дефектами в состоянии здоровья, иногда значительными, показывать высокие спортивные результаты. Однако компенсаторные механизмы не беспредельны, и при их нерациональном использовании быстро истощаются. Тогда происходит срыв компенсации и возникает состояние декомпенсации.

У здорового человека компенсаторные механизмы включаются при наличии повышенных требований к его функционированию адекватно этим требованиям. У больного человека они включаются неадекватно требованиям, а иногда и в состоянии покоя, так как организм вынужден постоянно компенсировать тот или иной дефект, например стойко существующий дефект клапана у больного пороком сердца, постоянно повышенное сопротивление в артериальной системе при гипертонической болезни и т. д. Очевидно, что такого рода больным нельзя разрешать большую физическую нагрузку, т. е. создавать условия для еще более интенсивного включения компенсаторных механизмов, возможности которых, как было сказано, не беспредельны. Вот почему нельзя давать высокую оценку состояния здоровья по хорошему самочувствию или по высоким спортивным достижениям, если это не базируется на абсолютном здоровье. Вместе с тем нередко считают, что если спортсмен хорошо себя чувствует, то он не нуждается во врачебном обследовании, ибо и так ясно, что он здоров. Такой вывод без врачебного осмотра делать нельзя. Так обстоит дело с первой задачей спортивного врача — определением состояния здоровья.

Вторая задача спортивного врача — определение функционального состояния — также не отличается от задач врача лечебной сети. Ведь, в сущности, речь идет об оценке функциональных возможностей конкретного лица для определения оптимальной для него физической нагрузки. Такую задачу ежедневно решают как больничные, так и поликлинические врачи общей лечебной сети, выписывая больного после болезни на работу, ограничивая его бытовую или профессиональную нагрузку, разрешая или запрещая пресловутый «бег от инфаркта», сдачу норм ГТО, определяя ту или иную степень инвалидности и т. п.

Нередко ставится знак равенства между состоянием здоровья и состоянием тренированности спортсмена. Так, например, В. Н. Волков (1988) считает, что диагностика тренированности спортсмена является прерогативой врача, ибо она сводится, по его мнению, к диагностике состояния здоровья. Это глубокое заблуждение. Нельзя ставить знак равенства между тренированностью и состоянием здоровья и уровнем функционального состояния. Последнее представляет собой только часть общего понятия «тренированность», очень важную и одну из основных. Однако понятие «тренированность» сложно и многогранно. Оно включает в себя еще тактическую, техническую, психологическую и многие другие стороны подготовленности спортсмена. Поэтому понятие «тренированность» является чисто педагогическим понятием, и ее определение является прерогативой тренера-педагога, т. е. чисто педагогической задачей. Только тренер-педагог должен систематизировать все стороны этого состояния и на этом основании определить уровень тренированности спортсмена.