Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Заболевания эндокринной системы

Взаимоотношения физической нагрузки и устойчивости гомеостаза как следствия стрессорного состояния организма диалектически противоречивы: физическая нагрузка, с одной стороны, является тренирующим фактором и, в конечном итоге, обусловливает повышение устойчивости гомеостаза, а с другой — способна его вызывать только тогда, когда приводит к его нарушению, чем и вызывает состояние стресса.

Роль эндокринного звена стрессовой реакции заключается в том, что она связана с увеличением продукции ряда гормонов, в первую очередь глюкокортикоидов, способных к индукции адаптивного синтеза новых ферментных и структурных белков. Это приводит как к расширению возможностей срочной адаптации, так и к достижению долговременной адаптации, обеспечивающей устойчивую постоянную резистентность к действию стрессора, в частности физической нагрузки, вызывающей длительное и большое напряжение физиологической активности клеток, ткани и органов.

Долговременная адаптация формируется, когда физическая нагрузка достаточно велика, чтобы привести к сдвигу гомеостаза, и многократно повторяется.

Таким образом, для развития прогрессирующих адаптивных изменений необходимо систематическое суммирование влияния многих нагрузок, следующих друг за другом через относительно короткие промежутки отдыха. В то же время слишком короткий отдых после нагрузки может подавить усиление синтеза белков, так как оно происходит только при значительном восполнении энергетического и пластического потенциалов клетки. Становится ясным, почему в организации спортивной деятельности оптимальное дозирование интенсивности и объема нагрузок является ключевой проблемой.

Напряженность тренировочного процесса год от года неуклонно растет. Количество тренировочных занятий даже на уровне начальной подготовки в ДЮСШ по ряду видов спорта (плавание, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, фигурное катание и некоторые другие) нередко более 10, а на учебно-тренировочных сборах достигает и 20 в неделю. Такая напряженная спортивная деятельность предъявляет все более высокие требования к рациональной организации тренировочного процесса, обязанной обеспечить не только рост спортивных результатов, но и укрепление здоровья. Выполнение этих требований по мере интенсификации тренировок и увеличения их объема сталкивается со все возрастающими трудностями, и спортивные нагрузки могут становиться чрезмерными. Тогда физиологическое   приспособительное   содержание   стрессовой реакции утрачивается, и на смену фазе адаптации приходит фаза ее потери, или, по терминологии, принятой в учении об общем адаптационном синдроме, фаза истощения.

Термин «истощение» в применении к гипофизарно-адреналовому звену общего адаптационного синдрома у спортсменов, с одной стороны, точно отражает сущность ситуации, так как спортсмен утрачивает способность не только увеличивать спортивную работоспособность, но и удерживать ее на прежнем высоком уровне. С другой стороны, надо четко представлять себе относительность этого термина, поскольку спортсмен в этом состоянии еще способен демонстрировать весьма высокий уровень физической работоспособности, недоступный здоровым нетренированным лицам. Последнее обстоятельство ни в коей мере не может быть причиной «легкого» отношения к этому состоянию на том основании, что состояние спортсмена нельзя определить нозологически. В данном случае имеет место перенапряжение гипофизарно-адренокортикальной системы, которое может являться патогенетическим механизмом, определяющим собой совершенно конкретную нозологическую форму. Так, исследованиями В. П. Эреза и соавт. (1972) было показано, что развитию у спортсмена ДМФП предшествует появление нарушения функции гипофизарно-адренокортикальной системы типа ее перенапряжения. Такое перенапряжение провоцируется наличием очагов хронической инфекции: в их присутствии оно наступает чаще и протекает в более тяжелой форме. Это показали, в частности, исследования Р. А. Калюжной (1972), установившей, что нарушения функции гипофизарно-адренокортикальной системы при хроническом тонзиллите возникают почти закономерно.