Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Заболевания эндокринной системы

Большого внимания заслуживают данные, указывающие на напряжение как симпатико-адреналовой, так и гипофизарно-адренокортикальной систем при умственной работе. Обнаружилось, что гормональные сдвиги, происходящие под влиянием 6-часовой интенсивной умственной нагрузки, по своим количественным и качественным показателям оказались сопоставимыми с теми, которые наблюдаются под влиянием тренировочного занятия. В итоге происходит кумуляция этих сдвигов, могущих при их систематическом повторении привести к неблагоприятным последствиям, несмотря на то, что каждая из нагрузок — умственная и физическая — может быть не чрезмерной. Все это объясняет давний вывод А. Г. Дембо о том, что продолжительное систематическое умственное напряжение на фоне даже привычных тренировочных нагрузок может привести к перенапряжению как центральной нервной системы, т. е. перетренированности, которую следует рассматривать как невроз, так и других органов и систем. Типичной ситуацией в этом отношении является сочетание тренировок и участия в соревнованиях с подготовкой и сдачей экзаменов учащимися средних школ и техникумов, студентами вузов и т. п. В этом смысле особого внимания заслуживают юные спортсмены 15—17 лет, оканчивающие среднюю школу и поступающие в этом же году в техникумы и вузы. У них в течение почти 4 месяцев (с мая по август) имеют место значительное увеличение интенсивности тренировочных нагрузок и частоты выступлений в соревнованиях, резкое повышение умственной нагрузки и эмоциональных напряжений, связанных с подготовкой к экзаменам и сдачей их. Таким образом, становится очевидным, что распространенное мнение, в соответствии с которым занятия спортом рассматриваются как всегда эффективная форма активного отдыха после напряженной умственной деятельности, не может быть принято.

Участие надпочечников, в частности их коры, в становлении и развитии адаптации к физическим напряжениям спорта получило известное подтверждение в виде быстрого и успешного воздействия глюкокортикоидов на спортсменов, утративших адаптацию вследствие хронического физического перенапряжения. Такое лечение является недопустимым, так как использование гормональных препаратов для этой цели является несоответственно мощным оружием даже в опытных руках.

К сожалению, сложилось так, что эту достаточно очевидную истину подчас игнорируют.

Речь идет об использовании анаболических стероидных гормонов (АСГ) для повышения спортивных достижений. Интерес к этой группе препаратов в спорте возник около 20 лет назад, когда клинической медициной был накоплен опыт использования анаболических эффектов этих препаратов, приносящих пользу для больного. Анаболическое действие стероидов обусловливается их способностью задерживать в организме элементы, необходимые для синтеза белков (прежде всего азот, а также калий, серу и фосфор). В результате происходит усиление протеиногенеза, оказывающее благотворное влияние на течение восстановительных процессов при кахексии, травмах, язвах, инфаркте миокарда и т. д. Терапевтические дозы препаратов АСГ невелики. Так, например, неробол назначается в дозах по 5—10 мг (в отдельных случаях до 30 мг) в день в течение 4—8 недель с перерывом в несколько месяцев; ретаболил — по 25—50 мг внутримышечно 1 раз в 2—3 недели, на курс 8—10 инъекций.

Что касается спорта, то расчет на препараты АСГ как стимуляторы прироста мышечной массы и, соответственно, силы, оправдался. Однако требуемый для повышения спортивных достижений эффект появляется только тогда, когда препараты АСГ применяются длительно, в очень больших дозах, что наносит здоровью огромный вред.

Следует подчеркнуть, что использование АСГ в спорте всегда осуждалось спортивной медициной как опасное для здоровья и неприемлемое с этической точки зрения. Однако до того момента, когда были разработаны надежные средства обнаружения признаков их применения и четкая система контроля и санкций, борьба с применением АСГ была малоэффективной.