Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Заболевания эндокринной системы

Патологические состояния, вызванные нерациональной тренировкой, также существенно отражаются на этой функции щитовидной железы. По-видимому, именно эта тесная связь является причиной того, что нередко на первых порах трудно отличить состояние перетренированности от стертых форм базедовой болезни. Перетренировка провоцирует и усугубляет нарушения деятельности щитовидной железы в случаях, где они уже имеются. С другой стороны, при патологически усиленной, хотя бы в малой степени, функции щитовидной железы перетренировка наступает легче. И хотя вряд ли можно согласиться с утверждением А. Керести (1959) о том, что гипертиреоз относится к наиболее частым причинам перетренировки (наряду с очагами хронической инфекции и скрыто протекающими болезнями), все же спортивный врач всегда должен быть бдителен в отношении возможности патологических изменений щитовидной железы. Особенно это должно учитываться у спортсменов, у которых наблюдаются частые перетренировки.

Нельзя не учитывать и характерные изменения основного обмена, наблюдаемые у спортсменов. Оказалось, что величины основного обмена, определяемые на фоне интенсивной тренировки, находятся в прямой зависимости от величины предшествующей нагрузки. Это увеличение основного обмена может быть весьма существенным и достигать 30% и даже 80%. Однако после 2-дневного или более длительного отдыха основной обмен становится даже несколько ниже нормального.

В последние годы большое внимание эндокринологов привлек вопрос о влиянии физических упражнений на течение диабета. М. Berger и соавт. (1982) утверждают, что мышечная работа в течение столетий была известна как эффективное средство в лечении этой болезни. Однако только в последние годы этот вопрос изучается интенсивно, стали проводиться клинические и экспериментальные исследования, чтобы определить физиологические и патофизиологические основы рационального применения физических упражнений в лечении диабета. Выяснилось, что положительное влияние мышечной работы на углеводный обмен объясняется увеличением проницаемости клеточной мембраны для глюкозы. Благодаря этому прежнее количество инсулина способно обеспечить большую утилизацию глюкозы клеткой, и тогда происходят положительные сдвиги как в самом углеводном обмене, так и в состоянии инсулярного аппарата поджелудочной железы, поскольку устраняется хроническая перегрузка, приводящая к его истощению.

По мере накопления опыта и знаний физические упражнения как непременный элемент комплексной терапии диабета, очевидно, будут применяться все более рационально и широко. Предстоит разработать оптимальные сочетания мышечной работы, диеты и медикаментозной терапии с учетом функционального состояния больного, возраста, степени диабета и т. д. Однако уже сейчас очевидны поспешность и необоснованность некоторых рекомендаций. Так, например, нельзя согласиться с Р. Коерр (1977) и S. Maehlum и соавт. (1980), пропагандирующими в вышеуказанных целях использования всех форм спортивных занятий, включая спорт больших достижений. Дозировка нагрузки при тренировках, направленных на постоянный рост спортивных результатов, с одной стороны, и при использовании физических упражнений как лечебного средства — с другой, основана на совершенно различных принципах (см. гл. 1), и диабет никак не следует рассматривать как исключение из правила: допуск к спорту требует абсолютного здоровья. Более того, даже при соблюдении этого условия в спорте возможны ситуации, вызывающие перенапряжение инсулярного аппарата. Речь идет о неоправданно широком применении глюкозы, практикуемом значительной частью спортсменов, тренирующихся на выносливость. Опасность возникновения диабета при частых массивных приемах глюкозы вполне вероятна. Это положение иллюстрируется следующим примером.

Марафонец 3., 30 лет, на 16-м километре 30-километрового пробега почувствовал резкую внезапную слабость, тяжесть в ногах, потерял ориентировку и был снят с дистанции. Состояние спортсмена расценивалось как проявление гипогликемии. Было сделано внутривенное вливание 20 мл 40 % раствора глюкозы и 2 мл 10 % раствора кофеина. Однако состояние спортсмена не улучшилось, и машиной «скорой помощи» он был доставлен в больницу. В приемном отделении сахар крови — 19,4 ммоль/л, в моче сахар отсутствовал. В течение 7 дней госпитализации сахар крови снизился до 10 ммоль/л. С диагнозом «сахарный диабет» направлен в эндокринологическое отделение, где диагноз подтвердился. Из анамнеза стало известно, что непосредственно перед стартом спортсмен принял внутрь 200 г глюкозы, растворив ее в небольшом количестве воды. Прежде практиковал это неоднократно на протяжении нескольких лет.