Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Хронические инфекции у спортсменов

Спортсмен П., 20 лет, лыжник, во время соревнования внезапно упал и умер. На вскрытии никаких патологических очагов выявлено не было за исключением выраженного хронического тонзиллита.

Спортсмен К., 16 лет, гребец. Во время кросса, который он включал в свои тренировки и ранее, внезапно упал и умер. На вскрытии в правом легком был обнаружен небольшой пневмонический участок, который и явился причиной смерти. По-видимому, спортсмен не обратил внимание на небольшое недомогание и не пошел к врачу.

Егеу (1963) описывает внезапную смерть при прохождении соревновательной марафонской дистанции участника Олимпийских игр 1948 г. Перед соревнованием жалоб не предъявлял, однако за 2 нед до него говорил, что немного болит горло. На вскрытии, кроме хронического тонзиллита, никаких патологических изменений не выявлено.

И, наконец, есть еще четвертый путь — контактный, когда воспалительный процесс переходит с очага инфекции на ближайшие органы. Из полости рта (тонзиллит, кариозные зубы) возможен контактный путь распространения путем заглатывания инфекции.

Основным путем патологического воздействия очага хронической инфекции на организм следует считать токсемический. Этим, разумеется, не отрицается возможность рефлекторного пути, который иногда играет ведущую роль в клинической картине.

В настоящее время очевидно, что хронические тонзиллиты могут сопровождаться нейровегетативной диофункцией с поражением различных органов и систем организма. Эти поражения являются следствием адаптационно-трофических и регулятор-ных нарушений деятельности симпатической нервной системы, обусловленных афферентной импульеацией из патологического очага в носоглотке, и могут сопровождаться изменениями активности ретикулярной формации.

Все это позволяет считать наличие очагов хронической инфекции абсолютным противопоказанием к занятиям не только спортом, но и физическими упражнениями вообще.

К сожалению, среди спортсменов процент лиц с очагами хронической инфекции выше, чем у лиц, не занимающихся спортом, причем у спортсменов с очагами хронической инфекции в 3 раза чаще наблюдаются различные патологические изменения, чем у спортсменов без очага инфекции.

Как уже было указано, основными, имеющими наибольшее значение, очагами хронической инфекции у спортсменов следует считать хронический тонзиллит, кариес зубов и хронический холецистит. Значение других возможных локализаций очагов хронической инфекции (отитов, синуситов, сальпингоофоритов и др.) существенно меньше, хотя недооценивать их не следует и о них надо помнить. Это хорошо иллюстрируется следующим примером.

Спортсмен М., 1950 года рождения, I юношеский разряд по лыжам (Ленинградский областной врачебно-физкультурный диспансер — главный врач Л. И. Батхин). Занятия спортом были запрещены вследствие отставания в физическом развитии и наличия гнойного мезотимпанита. Однако это указание было проигнорировано, и занятия спортом продолжались. Через 6 мес поступил в областную больницу Ленинграда в тяжелом состоянии с диагнозом «гнойный менингит». Причиной этого следует считать сочетание очага инфекции с интенсивной физической нагрузкой. Был оперирован и жизнь ему сохранена, но занятия спортом запрещены.

Необходимо помнить о том, что очаги хронической инфекции нередко сочетаются, а иногда и связаны этиологически. Так, например, доказано, что одной из причин возникновения холецистита является хронический тонзиллит. По данным И. М. Мануйловой, из 55 спортсменов с хроническим тонзиллитом у 40 был выявлен хронический холецистит.

Сочетание различных очагов хронической инфекции усиливает их патологическое влияние на организм и потому врачу, обнаружившему один очаг инфекции, всегда следует искать другой.

Все это имеет особое значение в спортивной медицине, поскольку, как было указано, процент спортсменов с очагами хронической инфекции достаточно велик.

Значение очагов хронической инфекции у спортсменов четко иллюстрируют данные нашего внештатного сотрудника Т. М. Ерохиной (1960). Ею было изучено состояние полости рта и зева у 720 студентов различных факультетов педагогического института г. Ставрополя.