Зрение и спорт

Дорогие друзья! Этот раздел расскажет о том, как сохранить и улучшить ваше зрение.

Человек воспринимает и познает окружающий мир при помощи осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково. Так, вкус и обоняние позволяют нам судить лишь о предметах, с которыми соприкасаемся непосредственно. Мы наделены способностью ощущать на расстоянии нескольких метров запахи, слышать раскаты грома за несколько километров. Но зрение в нашей жизни играет особую роль. Не менее 80 % всех восприятий внешнего мира мы получаем с помощью глаз. Они позволяют нам не только любоваться красотой утренней зари или совершенством цветка, но и познавать окружающий мир — от мельчайших вирусов (через микроскопы) до гигантских звездных систем (через телескопы).

Орган зрения довольно сложный аппарат. Его даже можно сравнить с фотоаппаратом, хотя глаз устроен значительно сложнее. В нем имеется система линз (роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное тело) и фотопленка — сетчатка, где в результате довольно сложных фотохимических процессов возникают биотоки, которые передаются по зрительным путям к корковым центрам затылочной части мозга.

Цивилизация дала нашим глазам гигантские нагрузки. Уже с 3—5 лет дети начинают читать. Затем учеба в школе, в институте... Да и едва ли сейчас можно найти занятие, где бы не требовалось зрение. Это в полной мере относится и к занятиям физкультурой и спортом.

Очень часто вы и ваши родители при выборе вида спорта не учитываете состояние зрения, хотя спортивные достижения имеют прямую зависимость от его функций. Например, занятия борьбой, тяжелой атлетикой, конькобежным спортом, фигурным катанием, плаванием, греблей, туризмом при небольшом понижении зрения возможны. Но есть виды спорта, где понижение это опасно, к примеру, конный, парусный спорт, прыжки в воду. Занятия художественной гимнастикой, акробатикой, отдельными видами легкой атлетики, фигурным катанием, фехтованием, стрельбой, теннисом, волейболом, баскетболом допустимы с применением корригирующих очков. А бокс, футбол, все виды борьбы, хоккей, водное поло, альпинизм не совместимы с применением очковой коррекции.

С другой стороны, дозированная физическая нагрузка часто способствует  развитию   глаза,   предупреждает   заболевание.

В каждом конкретном случае правильно определить ваш уровень зрения и посоветовать вид спорта сможет только врач-офтальмолог. Важно, чтобы вы, юные спортсмены, пришли на консультацию к врачу с родителями или тренером. Врач более полно узнает о характере нагрузок, режиме дня и т. д. и после этого сможет дать правильные советы и рекомендации.

Ребята, вы знаете, что воспитание гармонично развитого человека, обладающего прочными знаниями, высокими нравственными качествами, немыслимо без регулярных занятий физкультурой и спортом. Сегодня уже никто не оспаривает значения движения в жизни человека.

Достаточно красноречиво об этом свидетельствует образ жизни В. И. Ленина. Все, знавшие его близко, вспоминали, что Владимир Ильич, несмотря на свою огромную занятость, ни дня не обходился без физических упражнений, обливался холодной водой, отлично плавал, ходил на лыжах, катался на велосипеде, коньках, совершал длительные походы.

Особенности современных условий жизни, быстрый темп развития науки и техники, модернизация учебных и трудовых процессов, рост информации предъявляют к вашему организму высокие требования. Вместе с тем ваш еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные перегрузки, недостаточную двигательную активность. Это приводит к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям, в том числе и органа зрения.

Не случайно в «Основных направлениях реформы общеобразовательной школы» обращается особое внимание на организацию ежедневных занятий всех учащихся физической культурой на уроках, в режиме дня во внеурочное время (гимнастика до уроков, физкультурные «минутки», подвижные перемены, час активного отдыха на воздухе и т. д.), на улучшение работы детско-юношеских спортивных школ.

В разделе освещаются и вопросы режима дня школьника, условий его учебы, отдыха, питания, оздоровления.

Врачи убедительно доказали, что здоровье в немалой степени страдает от того, что мы не привыкли заботиться о нем. Вы должны знать свой организм, особенности функционирования его органов и тем самым избегать многих заболеваний и травм, должны беречь свое здоровье.

Мы надеемся, что и юные спортсмены, и родители, и учителя, и тренеры, прочитав этот раздел, умело воспользуются содержащимися в нем сведениями и рекомендациями.

В настоящее время все больше ребят рано начинают заниматься спортом, а с ростом мастерства возрастают объемы и интенсивность нагрузок как во время тренировок, так и во время соревнований. В этих условиях ваш организм, в том числе и орган зрения, должен адаптироваться к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, чтобы нормально расти, развиваться и физически совершенствоваться. Иначе можно вызвать и перегрузки организма в целом, и расстройства зрения.

Многие из вас хорошо знают прекрасную оперу П. И. Чайковского «Иоланта». Это своеобразный гимн нашим глазам. Вспомним хотя бы такие слова:
Чудный дар природы вечный,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой...

Известный немецкий физик Г. Гельмгольц писал так: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим произведением творческой силы природы». Берегите глаза!