Страницы: 1 2

Профилактика близорукости и дальнозоркости

Для  восстановления  нормальной  работоспособности цилиарной мышцы предложены комплексы упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях. Наиболее эффективными  оказались упражнения с  линзами, сочетающие работу на близком расстоянии с дозированным воздействием на аккомодационный аппарат глаза светорассеивающих и собирающих очковых линз (приложение 1).

Применение этой относительно простой методики в ряде регионов страны, а в последние годы — и в Минске показало, что с помощью таких упражнений можно полностью излечить ложную и предупредить более чем у 80 % детей истинную близорукость. Если же заболевание уже развилось, метод позволяет в 70—80 % случаев остановить, а в 20—30 % — резко замедлить его прогрессирование.

Но нередко одного курса лечения, состоящего из 15— 20 упражнений, оказывается недостаточно и требуется повторение с интервалами в один месяц до тех пор, пока не наступит стабильная работоспособность цилиарной мышцы. С этой же целью проводятся и занятия в домашних условиях по методике, рекомендованной сотрудниками Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца (приложение 2).

Эффективные меры по охране зрения детей и подростков принимаются и в средних школах Москвы, где профессор Е. И. Ковалевский обращает особое внимание учителей на проведение занятий с большей нагрузкой на слух, чем на зрение, с ограничением чтения дополнительной литературы, просмотра телепередач, занятий рисованием, вышиванием и т. п. Большое значение придается занятиям физкультурой и спортом, утренней гимнастике, плаванию, умеренному бегу, катанию на велосипеде и т. п.

Исследования, проведенные сотрудниками Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера под руководством доктора медицинских наук В. Ф. Базарного, на которые мы уже ссылались, показали, что частота возникновения близорукости обусловлена в основном комплексом факторов закрытых помещений и ограниченных пространств. В классных комнатах, например, в наибольшей степени снижается общая двигатёльная и пространственно-зрительная активность, возрастает нагрузка на орган зрения. Следовательно, в процессе обучения должны сочетаться общая двигательная и пространственно-зрительная активность. Была выдвинута гипотеза происхождения близорукости и разработана методика массовой первичной ее профилактики, в основе которой — широкие физкультурно-оздоровительные мероприятия. Методика включает 2 раздела: дошкольный и школьный.

В детских дошкольных учреждениях обучение детей чтению проводится в условиях максимального удаления от глаз специально увеличенного шрифта (касс букв и слогов) с последующим переходом в течение года к букварю.

В школе занятия носят зрительно-игровой характер.

Авторам этого метода удалось доказать, что с помощью массового внедрения разработанной системы в ближайшие годы удастся снизить вероятность возникновения близорукости и нарушений осанки детей в 2—2,5 раза.

В лаборатории оптико-физиологических методов коррекции и восстановления зрения Московского научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, которой руководит кандидат технических наук Ю. А. Утехин, применяют при близорукости бифокальные сферопризматические очки (БСПО). От обычных очков БСПО отличаются тем, что к нижней части линз приклеены маленькие стеклышки — сферо-призмы, которые и снимают нагрузку с глаз при работе вблизи. По данным Ю. А. Утехина, почти у 70 % больных отмечена стабилизация близорукости.

При прогрессирующей близорукости проводится комплексное  лекарственное  лечение  (общеукрепляющие препараты, витамины, средства, улучшающие кровообращение в глазу и т. д.). Если и они не дают эффекта, показано хирургическое лечение.