Основы организации и методики занятий физическими упражнениями с лицами старшего возраста

Страницы: 1 2

Увядание организма происходит постепенно, и у разных лиц признаки старения обнаруживаются в различные сроки, причем как начало, так и темп развития процессов увядания в большой мере зависят от условий труда и быта, от всей организации режима жизни.

При старении организма происходят понижение уровня и изменение характера обмена веществ, активности тканевых ферментов, нарушение биохимических и физико-химических процессов в клетках. Особенно это заметно в железах внутренней секреции, нервной и сердечно-сосудистой системах.

Старение организма связано с понижением гормональной функции половых, а затем и других эндокринных желез (в первую очередь надпочечников): уменьшается поступление в кровь гормонов и постепенно снижается чувствительность к ним.

Скрыто протекающие процессы старения проявляются в понижении возбудимости коры больших полушарий, ослаблении силы возбудительного процесса. Это можно обнаружить уже в 20—25 лет. Доказательством служит средний возраст лучших бегунов мира, так как скорость зависит от силы процессов возбуждения. Так, в беге на 100 м он составляет около 22 лет, с увеличением дистанции возрастает и средний возраст спортсменов.

С возрастом снижается подвижность тормозно-возбудительных процессов. Чем старше человек, тем труднее ему осваивать новые по координации движения.

Меняется и психика человека. Как правило, снижается память и уменьшается объем внимания, понижается возбудимость вегетативной нервной системы. Это ограничивает возможность быстрой реакции со стороны внутренних органов и изменения обмена веществ при выполнении работы, в особенности если она требует максимальных усилий (скоростные и силовые упражнения).

В костной ткани появляются разрежения (остеопороз), повышается ломкость косгей и уменьшается крепость на растяжение.

В суставах обызвествляется хрящ, утолщается синовиальная оболочка, суживается суставная щель. Соли кальция откладываются также в хрящах грудной клетки, позвоночника и в связочном аппарате.

В мышечной ткани происходит замещение мышечных клеток соединительнотканными. Это приводит к атрофии и ослаблению скелетных мышц, к снижению сократительной способности сердечной мышцы, к понижению тонуса сосудов.

Из-за ослабления мышц туловища, потери эластичности скелета и связок легко нарушается осанка, появляется сутулость, ограничивается подвижность грудной клетки.

Структурные изменения в сердечно-сосудистой системе и нарушения регуляции функции приводят к замедленному и менее совершенному изменению кровообращения в ответ на мышечную работу и изменения внешней среды.

Снижение подвижности грудной клетки ограничивает объем и вентиляцию легких. В связи с уменьшением легочной вентиляции, вызываемой также атрофическими изменениями в легочной ткани, понижением эластичности альвеол, нарушается газообмен и уменьшается использование кислорода из вдыхаемого воздуха. Понижаются функции всех систем организма (пищеварительной, выделительной и др.), ухудшается способность к регенерации (заживление раны, образование костной мозоли, рассасывание кровоизлияния при ушибе происходят медленнее).

Все эти изменения приводят к снижению сопротивляемости стареющего организма и способности его к адаптации. Люди пожилого возраста медленнее втягиваются в работу, и у них длительнее процессы восстановления после нее. Это надо учитывать при занятиях физическими упражнениями с лицами данного возраста.

Регулярные занятия физическими упражнениями улучшают приспособляемость сердца и органов дыхания к условиям физических нагрузок. Систематические упражнения благоприятно воздействуют на процессы обмена веществ в тканях и замедляют развитие процесса старения.

Под влиянием движений становится более совершенной функция нервной системы и опорно-двигательного аппарата, активизируются функции органов пищеварения и желез внутренней секреции.

Однако, в отличие от молодых, у пожилых людей эффект от физических упражнений наступает медленнее.

При выборе средств, метода проведения, дозировки занятий физической культурой следует строго соблюдать принцип индивидуализации, так как не существует среднего, абстрактного, пожилого человека. Необходимо учитывать не только возраст, но и главным образом состояние здоровья и физическую подготовленность (см. гл. 8, § 3).

При комплектовании групп в первую очередь следует подразделить всех занимающихся по полу. Если нет возможности организовать учебные группы строго дифференцированно, то допустимо сделать одну общую учебную группу для лиц двух смежных медицинских групп (I и II) с возрастным диапазоном 10—12лет. В тех же случаях, когда организуется всего одна или две группы с составом, смешанным по возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности, необходимо выделить внутри группы слабую, среднюю и сильную подгруппы. Комплектованию групп должно предшествовать знакомство с каждым из будущих занимающихся. Поскольку люди пожилого возраста проявляют обычно большой интерес к общим вопросам воздействия физических упражнений на организм, их следует ознакомить с физиологическими основами влияния физических упражнений и с данными врачебного осмотра.