Введение

Забота о советском человеке, о сохранении и укреплении его здоровья, увеличении продолжительности жизни в нашей стране есть одна из основных государственных задач с первых дней возникновения Советской власти.

Государственный подход к вопросам здоровья советского человека и определяет основную принципиальную направленность советской физической культуры и спорта, которая заключается в том, что они служат прежде всего делу укрепления здоровья. Растущие спортивные достижения в нашей стране не являются самоцелью, а представляют собой показатель массового развития физической культуры в стране, улучшения состояния здоровья советских людей.

Основной задачей физической культуры и спорта, таким образом, является сохранение, укрепление и улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни населения нашей страны. Это определено Программой КПСС, отражено во многих документах, решениях, принятых партийными и советскими органами.

Проявляя заботу о здоровье советского человека, его физическом совершенстве, Коммунистическая партия и Советское правительство уделяют большое внимание развитию физической культуры и спорта — активному средству, способствующему всестороннему развитию человека, сохранению на долгие годы крепкого здоровья, готовности к высокопроизводительному труду и защите Родины. Этим высоким целям служит принятый у нас новый комплекс «Готов к труду и обороне СССР».

В директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы XXIV съезд КПСС среди важнейших мер по повышению уровня жизни народа указал на необходимость осуществить меры по дальнейшему улучшению здравоохранения, развития физической культуры и спорта, в частности улучшить условия для занятий широких масс трудящихся физической культурой и спортом.

Оздоровительная направленность советской системы физического воспитания и определяет обязательность врачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом, тесную связь физической культуры и спорта с медициной. Нельзя быть хорошим спортсменом, а тем более хорошим преподавателем физического воспитания, тренером, не находясь в содружестве с медицинской наукой и ее представителем — врачом.

Без врачебного наблюдения спортсмен не может расти и совершенствоваться; без врача, без медицинской науки не может также развиваться наука о спорте, а следовательно, и сам спорт. Поэтому врачебное наблюдение за здоровьем занимающихся физическими упражнениями, анализ изменений состояния здоровья, физического развития и т. д., составляющие сущность врачебного контроля, входят в общую систему физического воспитания в СССР как его неотъемлемая часть.

Необходимость тесной содружественной работы врача и преподавателя, тренера требует от последних определенных медицинских знаний, достаточно высокого уровня медицинской культуры, являющейся частью общей культуры. Только при таком условии можно сохранять и укреплять свое здоровье и помогать в этом другим. А именно такая задача стоит перед тренером и преподавателем.

Тренер и преподаватель должны иметь ясное представление о медицинской науке, четко понимать ее задачи в спорте, знать пути и возможности, которыми располагает врач при решении этих задач. Только тогда они смогут правильно понять сущность и значение врачебных рекомендаций, рационально их осуществлять и всегда работать в контакте с врачом, без чего работа тренера и преподавателя может нанести вред здоровью занимающихся.

Определенный уровень медицинских знаний, который получат будущие преподаватель и тренер, усвоив курс, изложенный в настоящем учебнике, является для них не менее важным, чем знание своей основной специальности. Этот курс включает в себя спортивную медицину (основы общей и частной патологии и врачебный контроль), лечебную физическую культуру и спортивный массаж.