Эстетические требования к обуви

Эстетические свойства обуви — это рациональное сочетание привлекательного внешнего вида с удобством, высокими гигиеническими и эксплуатационными свойствами соответственно ее прямому назначению.

Эстетические свойства обуви

В понятие «мода» включают неодинаковое содержание. Характерно, что мода изменяется независимо от внешней среды и определяет временное условное представление о красоте. Многие считают, что мода — это временное господство форм в одежде, обуви и других предметах индивидуального пользования человека. При более глубоком анализе раскрываются и другие стороны моды, ее значение в человеческом обществе.

Мода распространяется не только на предметы индивидуального пользования. Она наблюдается почти во всех областях человеческой деятельности и часто синонимом моды считают понятие современности. Мода — явление проходящее, временное, ее рассматривают как стремление заменить надоевшие формы другими, исходя из того, что человеку присуще стремление к новому, прекрасному.

Но любое направление моды нельзя отождествлять с эстетикой, с культурой, которые относятся к более высоким категориям. Культурный человек независимо от направлений моды не нарушит требований эстетики, основанных на понятии о прекрасном.

Ультрамодная обувь, одежда подчеркивают отсутствие чувства меры. Поэтому мода, когда она содержит в себе прогрессивные рациональные черты помогает воспитывать эстетические чувства и действительно приобщает человека к культуре. Но, к сожалению, мода далеко не всегда прогрессивна и рациональна. Поэтому и продолжается в течение двух столетий поединок между развитием моды на обувь и требованиями медицины к обеспечению нормальных условий функционирования стопы.

Такое неправильное развитие порождает антогонизм между модой и эстетикой, модой и рациональностью, хотя эти категории не должны исключать друг друга.

Художник, создавая эскиз новой формы и конструкции обуви (новую композицию), должен руководствоваться чувством меры, обусловливающим согласованность всех элементов композиции с логическим подчинением второстепенного главному, а также правильным выбором средств художественной выразительности, не нарушающих утилитарных свойств обуви.

Известно, что образ предмета зависит от пропорциональных соотношений его частей.

Пространственная поверхность обуви довольно сложная, поэтому чаще характеризуют ее форму, а не силуэт. «Золотое сечение» обуви проходит на расстоянии 0,38Д, считая от пяточного закругления стельки [130].

При выборе для обуви цветовых сочетаний художник, модельер должны руководствоваться положениями цветоведения, гармонично подбирая цвет отдельных деталей обуви в общей композиции. Необходимо также учитывать и характер линий, которыми можно подчеркнуть статичность (прямые линии и дуги) или динамичность внешнего вида (кривые с переменным радиусом).

Правильное решение общей композиции обуви зависит и от умения художников отразить красоту, благородство материала, его видовые качества.

Требования моды довольно пластичны, поэтому новые виды и свойства материалов, изменяющиеся требования к обуви и технический прогресс находят в ней отражение. Но наряду с непостоянными требованиями моды к внешнему оформлению предметов остаются и классические понятия, в основе которых находится мнимая простота линий и форм. Так, общепризнанно, что строгая форма туфель «лодочка» с каблуком умеренной толщины, высоты и силуэта в сочетании с легкостью и гибкостью конструкции — наилучший вид обуви для женщин, гармонично дополняющий любой выходной туалет. Аналогичной обувью для мужчин являются строгие по конструкции одноцветные полуботинки.

Вместе с тем к предметам личного потребления в зависимости от условий и места их применения предъявляют индивидуальные требования. Поэтому ассортимент обуви должен быть разнообразным.

Перед модельерами и художниками стоит задача разработать эстетику предметов личного пользования на основе богатейших национальных традиций в оформлении одежды и обуви, классических форм мировой культуры с учетом рационального применения новых материалов, прогрессивной технологии, соблюдения гигиенических требований к обуви и обеспечения необходимого комфорта для стопы. Этому в большой степени должна способствовать разработка и внедрение объективного лабораторного метода оценки гигиеничности и удобства обуви, т. е. ее рациональности.

Слепое же подражание капризам моды неизбежно приводит к нарушению принципов рациональной обуви.

Огромна роль и ответственность специалистов, работающих в области эстетики, в развитии новых форм и стиля обуви и одежды.

Исходя из цикличного характера смены моды на основе глубокого и всестороннего анализа ее форм, необходимо разработать теоретические основы и закономерности ее развития. Это придаст моде рациональный характер и поможет разнообразить эстетическое оформление предметов, используя народные традиции и мотивы.