Выпадение из движущегося автомобиля

Выпадение пассажира или водителя из движущегося автомобиля может произойти при резком неожиданном торможении, быстром начале движения, крутых поворотах и др. (рис. 39).

Рис. 39. Направление падения тела человека из движущегося автомобиля.

Выпадение пассажира из кузова грузового автомобиля (что бывает наиболее часто) вперед через кабину наблюдается в момент резкого торможения. Тело по инерции продолжает двигаться вперед и «наталкивается» на заднюю часть кабины. Нижние конечности и область таза (в зависимости от высоты кабины) как бы задерживаются, а туловище продолжает движение вперед. За счет продолжающегося сгибания тела вперед нижние конечности приподнимаются над полом кузова, несколько выпрямляются, а голова и туловище наклоняются вниз. В результате этого пассажир пролетает через кабину автомобиля в направлении хода движения. Тело человека, достигая покрытия дороги, ударяется головой и опрокидывается через нее, при этом возникают повреждения на задней, передней или боковых поверхностях туловища и конечностей.

Подобные три этапа в образовании повреждений наблюдаются при выпадении пассажира через задний и боковой борт автомобиля с той лишь разницей, что при опрокидывании тела через голову происходит соприкосновение с покрытием дороги передней поверхностью груди и живота.

Для возникновения повреждений у лиц, выпавших из кузова или кабины автомобиля, имеет существенное значение не только высота, но и скорость движения транспорта.

При выпадении из движущегося автомобиля следует различать повреждения, возникающие от удара о покрытие дороги, общего сотрясения тела, скольжения по покрытию дороги и удара о части автомобиля.

В зависимости от вариантов падения тела из движущегося автомобиля механизм повреждений может быть различным. При соударении головой возникают локальные и конструкционные повреждения костей черепа и позвоночника, повреждения головного мозга и других внутренних органов от общего сотрясения тела. При соударении ногами наиболее типичными являются повреждения костей стоп и конструкционные переломы костей голени или бедер, костей черепа. Вещество головного мозга и внутренние органы травмируются вследствие сотрясения тела. При соударении ягодичной областью образуются переломы костей таза, переломы позвоночника, костей черепа, а также повреждения вещества головного мозга и внутренних органов.

При соударении туловищем возникают прямые переломы ребер, позвоночника, костей верхних конечностей, иногда черепа, а также повреждения внутренних органов.

Повреждения мягких тканей проявляются в виде ссадин, кровоподтеков и ран, которые не имеют каких-либо специфических особенностей. Наружные повреждения незначительны, поверхностны и обычно располагаются только на стороне соударения, в то время как повреждения внутренних органов множественные и обширные. Несоответствие между наружными и внутренними повреждениями, а также односторонняя локализация наружных повреждений довольно характерны для удара о грунт при выпадении из движущегося автомобиля.