Переезд через тело человека колесами автомобиля

В момент переезда через тело человека колесами автомобиля при скорости движения более 20 км/ч обычно происходит удар движущимся колесом с последующим протаскиванием или отталкиванием тела. Затем следует накатывание колеса и сдавление. Не всегда указанные этапы строго следуют один за другим, что зависит от профиля дороги, скорости движения, положения тела потерпевшего. Переезд через тело потерпевшего может произойти после его падения вследствие удара движущимся автомобилем.


Рис. 40. Механизм образования «первичного щипка». 1 — колесо; 2 — часть тела (нижняя конечность); 3 — отслоение кожи с образованием «кармана», заполненного кровью; 4 — надрывы кожи; 5 — разрыв кожи; 6 — зона осаднения на коже; 7 — зона «первичного щипка».

Травмирование накатывающимся колесом тела человека является сложным динамическим процессом, который складывается из ряда явлений. Первичное соприкосновение колеса с телом человека воспринимается как удар твердым тупым предметом. Вследствие вращения колеса (между ним и покрытием дороги) «затягиваются» одежда и кожные покровы. Натяжение одежды приводит к ее повреждениям (разрывы в области швов, отрывы пуговиц и др.), а на коже возникают полосчатые осаднения и кровоподтеки (в поперечном направлении по отношению к движению колеса) — «первичный щипок». В области «первичного щипка» возможно появление надрывов эпидермиса вследствие перерастяжения кожи. После этого начинается процесс накатывания колеса, при котором как на одежде, так и на теле возникают негативные отпечатки рисунка протектора колеса (рис. 40). Механизм их образования следующий: в момент переезда колесом участки кожи сдавливаются наиболее выступающими частями протектора. Вследствие сдавления сосудов кровь переполняет участки кожи, соответствующие западающим частям протектора. В этих местах возникают кровоизлияния. Повреждения, отображающие западающие части протектора, принято называть негативным отпечатком, а выступающие — позитивным. Комплекс негативных и позитивных отпечатков и составляет в целом рисунок протектора колес автомобиля, что может служить целям идентификации конкретного протектора (рис. 41).


Рис. 41. Образование отпечатка протектора колеса на коже. 1 — колесо; 2 — выступы протектора колеса; 3 — кожа.

К специфическим признакам этого вида автомобильной травмы можно отнести отслойку кожи с образованием обширных «карманов», заполненных излившейся кровью, которые образуются в результате вращения и скольжения движущегося колеса. На ограниченных участках тела (бедро, голень) может возникать циркулярная отслойка кожи. На выраженность этого признака влияют характер грунта, скорость движения автомобиля, его масса и др. Кроме указанных следов, на коже можно обнаружить и характерные повреждения в виде ссадин, которые возникают от волочения или трения тела о грунт или колеса автомобиля. Возникающие ссадины, ушибленные или ушибленно-рваные раны, имеют различную форму, а локализация их непостоянна.

В основе механизма повреждений костей черепа и головного мозга при переезде колесами лежит сдавление указанной области между двумя твердыми предметами. При этом происходят грубая деформация костей черепа и разрушение вещества головного мозга, часть которого через открытые переломы и рваные раны выдавливается наружу и выбрасывается по ходу автомобиля. Вещество головного мозга, сохранившееся в полости черепа, имеет вид бесструктурной массы. Отсутствие обширных кровоизлияний в оболочки мозга и его вещество можно объяснить быстрым наступлением смерти.

По форме уплощения головы, а также по характеру переломов и распространению трещин на костях свода и основания черепа можно установить направления действующей силы.

При переезде колесом автомашины, движущейся со скоростью 15 км/ч через грудную клетку, возникают повреждения, отличительной особенностью которых является несоответствие наружных повреждений внутренним. При незначительных наружных повреждениях (и даже при полном их отсутствии) наблюдаются обширные, множественные, двусторонние, симметрично расположенные переломы ребер, лопаток, остистых отростков позвонков. Переломы закрытые, обычно двусторонние. В момент накатывания колеса на грудную клетку возникают переломы ребер, которые локализуются в точках наибольшего прогиба ребер и могут проходить по различным анатомическим линиям, что зависит от направления сдавления грудной клетки (рис. 42).


Рис. 42. Последовательность образования переломов ребер при переезде колесом автомобиля.

Двусторонние переломы ребер возникают в случае переезда туловища не только в поперечном направлении, но и под углом. Односторонние переломы могут образоваться при прокатывании колеса вдоль туловища, по одной стороне грудной клетки. Помимо переломов ребер, к характерным повреждениям можно отнести закрытые оскольчатые переломы лопаток, остистых отростков позвонков и их дужек.

Травматические изменения внутренних органов многообразны, возможны перемещения органов из одной полости в другую, например легких в брюшную полость при часто наблюдающихся разрывах диафрагмы. Особое диагностическое значение приобретает формирование буллезной эмфиземы легких вследствие резкой компрессии, разрыва альвеол и перемещения воздуха в зоны, не подверженные непосредственному давлению.

При переезде колесом автотранспортного средства через область таза возникают множественные переломы тазового кольца. При действии силы в переднезаднем направлении наиболее часто возникают переломы лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлужных впадин. Сжатие тазового кольца с боков приводит к поперечным переломам лобковых костей и крыльев подвздошных костей.