В последние десятилетия значительно увеличился удельный вес транспортного травматизма.
УК РСФСР, как и соответствующие кодексы других союзных республик, предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 211 и 212).
Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности нередко вызывает большие трудности, поскольку они происходят в довольно короткий промежуток времени и часто при отсутствии свидетелей. Это в свою очередь предъявляет высокие требования к проведению экспертизы повреждений, возникших в результате транспортного происшествия. Сами же результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления отдельных деталей происшествия.
Среди механических повреждений травма, причиняемая транспортными средствами, составляет самостоятельную группу. В соответствии с особенностями повреждений, механизмами их возникновения и типами транспортных средств принято выделять повреждения, причиняемые дорожно-транспортными средствами, средствами водного транспорта, и авиационную травму.
В судебно-медицинской практике дорожно-транспортные средства делят на безрельсовые (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.) и рельсовые (поезда, трамваи и др.).
Контрольные вопросы
1. Назовите наиболее часто встречающиеся механизмы возникновения автомобильной травмы.
2. Каков механизм возникновения травмы при:
а) столкновении передней поверхности автомобиля с телом пешехода;
б) переезде автомобиля через тело человека;
в) выпадении человека из кузова автомобиля?
3. Какие повреждения наиболее характерны для травмы, возникшей у водителя и пассажиров вследствие столкновения автомобиля с препятствием?
4. Как определить направление переезда автомобиля через тело человека?
5. Перечислите особенности повреждений, возникающих при:
а) мотоциклетной травме;
б) тракторной травме;
в) действии рельсового транспорта;
г) действии частей водного транспорта.
6. В чем заключаются особенности повреждений при авиационных катастрофах?
7. Каковы основные задачи судебно-медицинской экспертизы в случаях расследования авиационных катастроф?