Повреждения рельсовым транспортом

Различают повреждения, возникающие при перекатывании колес подвижного состава через тело, и повреждения, образующиеся при ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела на полотно железной дороги. К разновидностям такой травмы относят сдавление тела между буферами вагонов, падение с движущегося состава и повреждения, полученные внутри вагонов.

При перекатывании через тело колес рельсового транспорта возникает ряд специфических повреждений. К ним относят полосы давления и обтирания.

Полоса давления — отпечаток давящей поверхности обода колеса на коже. На начальном этапе соприкосновения тела с колесом гребень его (реборда) придавливает и натягивает книзу участок тела. При дальнейшем вращении колеса возникает ножницеобразное действие реборды с одномоментным придавливанием остальной части тела к головке рельса катящейся поверхностью колеса. След давления на коже имеет вид полосы пергаментной плотности шириной до 8—14 см. В первые 12 ч после травмы цвет полосы розово-фиолетовый, затем буро-коричневый. Уплотнение кожи происходит от ее подсыхания. Полоса давления имеет четкие границы. В подлежащих тканях обнаруживают очаговые, слабо выраженные кровоизлияния. По ходу давления могут наблюдаться участки разрывов кожи, имеющие округлую или овальную форму. Такие разрывы возникают при перекатывании колеса через область грудной клетки или живота (рис. 44).


Рис. 44. Перекатывание колеса железнодорожного транспорта через тело. 1 — бандаж колеса; 2 — реборда; 3 — головка рельса; 4 — локализация полос обтирания; 5 — место формирования полосы давления; 6 — локализация места расчленения.

Полоса обтирания — осаднение перидермы по краям полосы давления. Она образуется при трении боковой поверхности колеса о кожу в момент его перекатывания через тело. Эти повреждения имеют ширину от 2 до 15 см и по своему виду напоминают полосу давления. На полосе обтирания нарушенный слой эпидермиса в виде мелких лоскутов заворачивается в сторону, противоположную вращению колеса, что в ряде случаев позволяет решить вопрос о положении тела на рельсах. В подкожной жировой клетчатке и подлежащих мышцах наблюдаются обширные кровоизлияния.

Следует иметь в виду варианты конструктивных особенностей колеи электропоездов, трамваев, тепловозов, узкоколейных дрезин и др., а также головок рельс для названного транспорта. Характер перекатывания колес через тело в каждом случае может иметь свои особенности.

Вследствие перекатывания нескольких колес через тело могут произойти отделение головы от туловища, разделение туловища и расчленение конечностей. При отделении головы от туловища мягкие ткани представляются размозженными, обнаруживаются кровоизлияния в диафрагму рта, подключичную и подлопаточную области, а также в сосудисто-нервный пучок. На коже шеи всегда обнаруживают полосу давления и в зависимости от положения тела на рельсах — полосу обтирания, которая при расположении передней поверхности шеи на рельсах наблюдается в подбородочной и подчелюстной областях, а при соприкосновении с рельсом задней поверхности — на шее и затылочной области Линия отделения на коже со стороны рельса довольно ровная, со стороны колес — волнистая. Кожа лица загрязняется смазочными маслами и элементами балластного слоя железнодорожного пути (рис. 45).


Рис. 45. Отделение головы колесами железнодорожного транспорта (самоубийство).

Разделение туловища может происходить на уровне груди, живота и таза. В этих случаях на коже также выражены полосы давления и в зависимости от их расположения можно судить о положении тела на рельсах в момент переезда через него. Так, если полоса давления имеется на передней поверхности, следует считать, что тело задней поверхностью прижато к рельсам. Вдоль полос обтирания в мягких тканях обнаруживаются обширные кровоизлияния. Перекатывание колеса через туловище сопровождается грубым разрушением и перемещением внутренних органов грудной и брюшной полости. Могут наблюдаться случаи множественного расчленения конечностей и таза, которые возникают в момент протаскивания тела по железнодорожному полотну. При этом расчлененные части обнаруживаются на значительном расстоянии от места первоначальной травмы.

При переезде через конечности возникают раздробленные переломы длинных трубчатых костей. Плоскость излома с наружной стороны колеи крупнозубчатая, поперечно ориентированная, а внутренняя сторона — имеет косое направление.

При ударе частями движущегося состава с последующим отбрасыванием тела специфичными повреждениями являются следы скольжения. Следы волочения образуются в момент протаскивания тела по железнодорожному полотну. В первом случае они возникают в момент фиксации тела к частям движущегося состава (при нахождении тела вне колеи), во втором — после отбрасыванием тела специфичными повреждениями являются время продолжает двигаться по инерции. Возникающие при этом ссадины имеют характерный вид. Они образуют своеобразные полосы, которые располагаются параллельно друг другу и могут обнаруживаться на различных поверхностях тела. Наряду с этим наблюдаются обширные лоскутные раны, которые возникают при ударе о шпалы, костыли и др. Поверхность указанных повреждений обычно загрязнена частицами балластного слоя и смазочными веществами.

При сдавлении вагонами (или их частями) возникают повреждения в виде отрывов, разрывов, смещения органов, образования травматических грыж (через разрывы диафрагмы), наличия множественных переломов ребер, позвоночника и лопаток. Иногда на коже можно выявить отпечатки выступающих частей вагонов. При падении с движущегося железнодорожного транспорта наблюдаются значительные по протяженности и массивности повреждения.

Осмотр места происшествия при железнодорожной травме может быть затруднен в связи с тем, что труп проволакивался многие сотни метров (и даже километры) от места происшествия выступающей частью подвижного состава. В процессе волочения может произойти расчленение трупа и отдельные его части будут находиться на значительном расстоянии друг от друга.

При осмотре трупа очень важно зафиксировать позу и расположение трупа по отношению к железнодорожному пути, насыпи, а также характер повреждений и загрязнений одежды и трупа. Если же осмотру подвергают железнодорожный состав, выявляют следы и характер брызг крови, наложения в виде кусочков мягких тканей и внутренних органов, а также частиц одежды и др.