Исследование слуховой функции

Исследование слуховой функции производится при помощи речи и тонов. Простота и доступность исследования слуха речью сделали этот метод наиболее распространенным в повседневной практике.

Исследование слуха при помощи речи

Исследование слуха при помощи речи производится шепотом, разговорной речью, а при значительной степени тугоухости — громкой речью либо даже криком. При этом следует соблюдать особые правила: 1) каждое ухо исследуется отдельно, поэтому больной должен повернуться к исследующему той стороной, с которой исследуется ухо, а противоположное ухо плотно закрывается обычно пальцем испытуемого; 2) больной не должен смотреть на лицо исследующего (рис. 7); 3) голос исследователя должен быть одинаковой громкости. Это достигается произношением шепотом слов при помощи резервного воздуха, т. е.


Рис. 7. Исследования слуха речью.

после глубокого выдоха, когда в легких остается резерв воздуха; 4) в комнате, где производится исследование слуха, должна быть полная тишина. Исследование нужно начинать с дальнего расстояния и постепенно приближаться к испытуемому до тех пор, пока он правильно повторит сказанное; 5) испытуемый должен повторять слова, которые ему говорят.

Исследование ведется числами от 1 до 100, одно- и многозначными словами, а также фразами. Расстояние, на котором испытуемый правильно воспринимает речь, определяет остроту слуха. В полной тишине нормальное, хорошо слышащее ухо воспринимает шепотную речь на расстоянии 20 м. Однако не все слова одинаково хорошо слышны на этом расстоянии. Некоторые слова, благодаря преобладанию в них звука низкой — басовой — частоты (М, Н, В, У), звучат глухо и воспринимаются нормальным ухом на расстоянии только 5—6 м. Слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем (С, И, К, 3, Ч) воспринимаются на расстоянии 20 м.

На практике, когда не удается создать обстановку абсолютной тишины, принято считать нормой 6 м для шепотной речи.

В. И. Воячек составил таблицу слов с басовой (низкие звуки) и дискантовой (высокие звуки) характеристикой.

Таблица В. И. Воячека для исследования слуха русской речью
Среднее дальнейшее расстояние для шепота нормально равно 5 м (слова зоны низких звуков) Среднее дальнейшее расстояние для шепота нормально равно 20 м (слова зоны высоких звуков)
Вон         Мимо
Вор         Мирон
Вру         Много
Врун       Море
Мор         Мороз
Мну         Мутно
Но           Номер
Ну           Норов
Он           Нора
Рву         Овин
Ром         Овод
Ум           Одно
Ворон     Окно
Ровно     Опор
Руно       Ревун
Умно       Ровня
Умру       Роман
Урон       Урок
Двор       Муром
Ай        Сияй            Зачесть     Зажечь
Ей        Сейчас        Знать        Счищать
Ой        Сеча           Изъять      Чайка
Жечь   Чаша           Кисть       Часть
Сжечь   Чеши          Зять        Чашка
Сей        Чиж           Сажать   Честь
Час         Чаще        Сайка    Чисти
Чай         Дача         Сдача    Чтец
Чей         Жесть       Сиг        Шайка
Щи          Зажать    Ситец     Шейка
Язь          Зажить   Снять       Шить
Еще        Свайка    Стая        Щека
Жижа    Зайка     Смести        Езда
Жиже    Зайти     Счистить    Тише
Заяц      Зайчик     Сшить        Жить
Зашей    Заказ     Съесть        Яйцо
Ищи       Яша        Сети           Шесть
Сажа    Шея         Сядь
Саша    Закись     Сеть

При плохом восприятии слов первой группы (низких) нужно думать о заболевании звукопроводящего аппарата, при заболевании звуковоспринимающего аппарата ухудшается восприятие слов второй группы (высоких).

Результаты исследования слуха зависят от ряда факторов: от интеллектуального развития испытуемого — богатства его словаря, знания языка и др.; от дикции исследующего; от подбора слов. Числа и фразы воспринимаются значительно лучше, чем отдельные слова, в особенности односложные.

Результаты исследования слуха обычно регистрируются числовым выражением расстояния в метрах либо в крупных долях метра (1/2 и 1/4 м) между исследователем и исследуемым ухом испытуемого.

В. И. Воячек рекомендует выводить отдельно остроту слуха для каждой зоны (басовой и дискантовой), причем острота слуха выражается дробью, числителем которой является расстояние, с которого исследуемый слышит слова данной зоны, а знаменателем — среднее расстояние слышимости для данной зоны у нормально слышащих людей.

Если испытуемый не слышит шепота или слышит его лишь на небольшом расстоянии (у ушной раковины), то это считается резким понижением слуха, степень которого определяется разговорной речью. Если он не слышит обычной разговорной речи, то исследуется восприятие громкой речи.

Исследование слуха криком производится только тогда, когда требуется установить, имеется ли вообще на данное ухо восприятие звука. Звук при этом произносится у самого уха, причем второе ухо должно быть обязательно заглушено трещоткой Барани.

Если испытуемый не слышит громкой речи либо даже крика, то можно считать его практически глухим на исследуемое ухо.

В последние годы широко внедряется в практику исследование разборчивости речи при помощи специальной аппаратуры— так называемого речевого аудиометра.

Для целей речевой аудиометрии используется аппаратура, в которую входят: 1) магнитофон любой конструкции; 2) прибор (аттенюатор) для изменения интенсивности воспроизводимой речи с децибельной шкалой; 3) электродинамический телефон и 4) стабилизатор напряжения, позволяющий удерживать постоянный уровень силы звука при его воспроизведении, а также трансформаторы для согласования схемы магнитофона с этими дополнительными приборами. Записанная на магнитофонной ленте речь служит для исследования восприятия речи; она состоит из слов, записанных на таблицы, каждая из которых содержит по возможности все фонемы и важнейшие фонетические явления, характерные для современной русской речи.

Используются при этом б таблиц Г. И. Гринберга и Л. Р. Зиндера (1956), каждая из которых содержит 30 слов.

Методика. На ухо испытуемого надевается телефон с мягким резиновым ободком для плотного прилегания. Испытуемому предлагается, выслушав слово, повторять его для того, чтобы исследователь мог следить за правильностью понимания принятых испытуемым речевых сигналов.

Посредством аттенюатора исследователь меняет интенсивность передаваемого текста.

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов из каждой таблицы при определенной интенсивности звука и выражается в процентах к количеству слов в каждой таблице. Результаты речевой аудиометрии регистрируются в виде кривых нарастания разборчивости речи на специальных бланках, где по оси абсцисс отложен уровень интенсивности звука, а по оси ординат — разборчивость речи в процентах.

В норме при уровне интенсивности в 30 дБ разборчивость речи равна 50%, при интенсивности в 40 дБ — 80%; когда интенсивность подаваемых слов доходит до 50 дБ, разборчивость речи достигает 100%.

В повседневной практике можно ограничиться определением порога 50% разборчивости речи. Результаты этого исследования вычерчиваются на бланке аудиограммы в виде прямой двойной заштрихованной линии в диапазоне частот от 256 до 4096 гц. Потеря слуха при этом определяется как разность показаний шкалы аттенюатора между порогом 50% разборчивости речи больного и порогом 50% разборчивости нормально слышащего человека.

Преимущества речевой аудиометрии перед исследованием слуха с помощью шепотной и разговорной речи: 1) постоянство текста и дикции; 2) регулировка и регистрация громкости передаваемой звукозаписи; 3) потеря слуха определяется в сравнимых величинах — в децибелах.