Методика исследования слуха тонами

Для исследования слуха тонами пользуются камертонами и тональными аудиометрами. В повседневной практике (в поликлинике, у постели больного и др.) наибольшее распространение все еще имеет метод исследования слуха камертонами. К преимуществу камертонов относится: простота их устройства, ничтожное изменение акустических свойств их со временем. Камертоны портативны и обладают сравнительно хорошей чистотой звука.

Обычно исследование проводится камертонами C128 и C2048.

У камертонов хорошего качества ножка и бранши должны давать тон одной и той же высоты.

Время звучания камертона для исследуемого уха определяется секундомером и обозначается в единицах времени (секунды, минуты), во время которых исследуемый ощущает звучание. Кроме того, результаты исследования могут также записываться в процентах ко времени их звучания для нормального слуха.

Поэтому раньше, чем приступить к исследованию слуха камертонами, нужно знать время звучания для здорового уха каждого экземпляра из набора, т. е. иметь паспорт камертона. С этой целью соответствующие измерения проводятся на группе нормально слышащих людей (не менее 10 человек), после чего выводятся средние значения продолжительности его звучания. Исследование проводится раздельно для каждого уха.

Безразлично, каким образом камертон будет приведен в состояние колебания; важно, чтобы во всех случаях применялся один и тот же способ.

В. И. Воячек предложил давать всегда максимальный удар о ладони или о какой-либо твердый предмет. В целях предупреждения помех в связи с адаптацией уха, т. е. способности уха временно терять свою возбудимость при длительном раздражении, не рекомендуется держать у исследуемого уха длительное время звучащий камертон. Исследование уха камертоном производят с паузами в 5—10 секунд, для чего периодически удаляют камертон от слухового прохода и вновь приближают.

Камертон держат перед ухом так, чтобы конец одной из его ветвей находился всегда на одном и том же расстоянии перед самым отверстием наружного слухового прохода, в плоскости ее колебаний.

При исследовании высокими звуками нужно исключить переслушивание вторым ухом. Это достигается закрытием уха пальцем либо заглушением его трещоткой Барани. Камертоны низких частот не переслушиваются, и поэтому заглушать второе ухо не требуется,
Имея паспорт набора камертонов, сравнивают длительность звучания камертона с нормой. Время от удара по камертону до исчезновения восприятия звука определяет остроту слуха.

Для исследования костной проводимости пользуются камертонами низкой частоты — 128 кол/сек. Сравнение костной и воздушной проводимости является одним из достоверных диагностических признаков. При этом применяют ряд опытов.

Опыт Вебера определяет латерализацию звука. После максимального удара по камертону C128 рукоятка камертона приставляется к середине темени исследуемого. Опросом больного определяют латерализацию звука. Результаты опыта отмечают стрелкой, либо словами: «Вебер вправо, влево, посередине».

Нормально слышащий испытуемый воспринимает звучание камертона посередине. При нарушении звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо, при нарушении в звуковоспринимающем аппарате — латерализация в здоровое ухо. Когда испытуемый не разбирается в латерализации звука, перемещают ножку камертона по обе стороны от средней линии, совпадение ответов испытуемого с перемещением камертона и до перемещения его дает основание судить о результатах исследования.

Опыт Швабаха определяет продолжительность костной проводимости у испытуемого по сравнению с продолжительностью этой проводимости у нормально слышащего.

После удара по камертону и регистрации времени удара звучащий камертон C128 ставят на темя исследуемого либо на сосцевидный отросток. В последнем случае костная проводимость определяется на каждое ухо в отдельности. Предварительно определяют время, в течение которого камертон воспринимается нормально слышащим ухом.

Длительность восприятия звучания камертона у испытуемого в секундах сравнивается с предварительно определенной длительностью восприятия нормально слышащим ухом, для чего эти данные записываются в виде дроби: числитель — длительность восприятия звучания испытуемым, знаменатель — длительность восприятия у здорового человека. Эта дробь определяет состояние костной проводимости у испытуемого, т. е. — нормальная, удлиненная или укороченная. При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата длительность восприятия укорачивается, при заболеваниях звукопроводящего —  удлиняется.

Опыт Ринне — сравнение продолжительности восприятия звучания камертона при проведении его через воздух и через кость сосцевидного отростка для каждого уха в отдельности. Звучащий камертон C128 ставят ножкой на сосцевидный отросток. После окончания восприятия звука через кость (сосцевидного отростка) подносят бранши камертона к слуховому проходу испытуемого. При нормальном слухе или при поражении звуковоспринимающего аппарата камертон будет опять слышен (положительный опыт Ринне). При поражении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление. После того как камертон перестает быть слышимым через воздух, звук продолжает восприниматься через кость, если поставить ножку камертона на сосцевидный отросток (отрицательный опыт Ринне).

Некоторые исследователи (Г. И. Гринберг и др.) считают более правильным приставить звучащий камертон к средней линии черепа, для того чтобы оба уха находились от него на одинаковом расстоянии и, следовательно, получили одинаковое по силе раздражение.

Более совершенное исследование слуха может быть произведено электроакустическим прибором — аудиометром. Исследование слуха аудиометром дает возможность быстро менять высоту и громкость звуков и точно дозировать их. С помощью аудиометра измеряют пороги слухового восприятия.

Аудиометр состоит из лампового генератора звуковых частот, который дает чистые звуки от 125 до 8000 колебаний в секунду. В качестве звукоизлучателя пользуются телефонами воздушной и костной проводимости, называемыми сокращенно воздушным и костным телефонами. Первый доставляет звуки к наружному слуховому проходу, а второй — к костям черепа (сосцевидный отросток, темя). Аудиометры сконструированы и градуированы таким образом, что они показывают потерю слуха в децибелах по сравнению с нормой.