Как остановить шум

Еще в старые времена стук колес по булыжной мостовой узких улочек вызывал у многих бессонницу. Именно поэтому дорогу перед домом посыпали песком или устилали соломой. Когда часть Невского проспекта в середине прошлого века замостили деревянными шашечками-торцами, одна петербургская газета восторженно сообщила: «Наконец жители успокоились от стуку... Экипажи сохраняются, а здоровье Людей, особливо нежного пола, получило новый быт от приятной езды».

Что же говорить об улицах конца XX века? Ныне самым шумным городом в мире считается Рио-де-Жанейро. К такому выводу пришли специалисты по акустике. Уровень шума в одном из его районов — Копакабана — превышает 85 децибел, что грозит его обитателям необратимыми нарушениями слуха и возросшим потреблением снотворных средств.

Уличный шум стараются уменьшить: упорядочивают транспортные потоки и «прячут» их в туннели, запрещают транзитный проезд через крупные города, ограничивают выезд грузовых автомобилей на центральные улицы; конструкторы пытаются снизить шум двигателей, некоторую преграду создают зеленые насаждения. Санитарные нормы предусматривают для территории жилой застройки (дворы, внутренние проезды) 55 децибел, в жилых помещениях — 40 днем и 30 ночью.

Казалось бы, наиболее простое решение — размещение зданий на достаточном удалении от проезжей части. Однако если в 7,5 метра от дороги уровень шума достигает 75 децибел, то его снижение на 9 децибел произойдет в 60 метрах, а на 12 — уже в 120 метрах. Недостаток свободной территории для массового строительства не позволяет этого.

Спасти от шума могли бы окна. До 50-х годов они имели неплохую звукозащиту. Но когда началось массовое панельное строительство, было освоено производство спаренных окон. А они снижают уровень звука лишь на 18 — 20 децибел вместо положенных 40, с открытой форточкой — всего на 10 децибел. Такая конструкция представляет собой колебательную систему, у которой наружное и внутреннее стекла связаны между собой слоем воздуха малой толщины.

Тогда стали делать окна с увеличенным воздушным промежутком (до 90 миллиметров) между внешним и внутренним переплетами, большой толщиной стекол (до 6 миллиметров), двойным притвором створок и коробки, двойным и тройным рядами уплотняющих прокладок (войлок, сверхтонкая стекловата, волокно). Уровень шума снизился на 35—40 децибел, что обеспечило комфортную тишину даже на наиболее шумных магистралях. Проветривание помещения осуществлялось при этом с помощью специального клапана, вмонтированного в оконный блок.

Напомним, что замена в спаренном окне обычного стекла (3 миллиметра) на стекло толщиной 6 миллиметров снижает уровень звука на 4 децибела. На такую же величину ослабляют шум хорошие прокладки из поролона или тонкой губчатой резины. Надо также улучшить герметичность стекол, чтобы они не вибрировали.

Определенный шум создают бытовые приборы: холодильники, пылесосы, кондиционеры, вентиляторы. Одни больше, другие меньше. Но конструкторы не дремлют и придумывают вовсе бесшумные аппараты. Например, вентилятор, который уже выпускают в Англии. Мотор и лопасти обычного вентилятора, как известно, создают неприятное низкочастотное жужжание. Здесь эти шумы улавливаются микрофоном, анализируются по частоте электронным блоком, стабилизируются и подаются для воспроизведения на громкоговоритель, но с противоположной фазой. А наложение звука на звук нейтрализует шумовую полосу. И вентилятор начинает работать в «режиме шепота».

О таком режиме мечтают строители метро. Старые туннели прокладывались шахтным способом и на довольно большой глубине, что снижало вибрацию и доставляло меньше беспокойства горожанам. С появлением линий мелкого залегания вибрация возросла. Правда, установка резиновых прокладок под рельсы и шпалы снизила ее уровень на 3 — 4 децибела, то есть более чем в полтора раза, что немаловажно, особенно для тех, кто живет рядом с метро.

Шум, вибрация на железнодорожных путях, пожалуй, остаются такими же актуальными, как и 150 лет назад. Тогда классик американской литературы Вашингтон Ирвинг писал: «Ужасное нервное состояние было у меня вызвано тем, что в полночь я был разбужен адскими звуками парового гудка железной дороги. Они привели меня в возбуждение, которое длилось с час. Я не спал до рассвета и плохо чувствовал себя весь следующий день...»