И музыка лечит

Начиная с 24-й недели утробной жизни ребенок постоянно реагирует на шумы. Слышит голос матери и даже другие звуки, доносящиеся извне через ткани беременной женщины. Но ритмичное биение ее сердца доминирует над всеми звуками. По сути дела, этот ритм — первый настройщик человеческого уха. Изумительная, волнообразная его «вибрация» творит чудо: даже после рождения ребенок успокаивается и засыпает под мелодию материнского сердца. Не случайно на него ориентируются композиторы. Походные марши пишутся обычно в ритме сердцебиения. Такая музыка облегчает долгий путь, снижает усталость. А вот темп парадных маршей доводят до 72 шагов в минуту, что чаще нормального ритма сердца. Поэтому они поднимают настроение, бодрят, заряжают энергией.

Еще в конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, влияет на ритм дыхания и сердцебиения. Позднее В. М. Бехтерев проследил зависимость частоты дыхания и пульса от музыки: при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс.

Эффект музыкотерапии также основан на успокаивающих, тихих, монотонных напевах, шелесте листвы, рокоте моря, мерных ударах лопастей парохода. С помощью звуков производили даже обезболивание операций в зубной практике. Позднее метод стал успешно применяться в акушерстве.

Музыка Чайковского, оказывается, хорошо помогает от бессонницы. Это показал эксперимент, проводившийся в нашей стране. Из 500 его участников, страдающих этим недугом, 76 процентов стали нормально спать.

В Польше, например, выпускают даже специальные «успокоительные пластинки». Целительное действие у «Сицилианы» И.-С. Баха, «Лунного света» К. Дебюсси и других. Улучшает сон и пение птиц. После 8—10 сеансов такого необычного лечения люди, которых еще недавно мучила бессонница, засыпают без посторонней помощи и лучше себя чувствуют.

На некоторых предприятиях нашей страны введена функциональная музыка. Она нормализует сердечную деятельность, снижает утомляемость, обостряет внимание, повышает производительность труда.

Однако не всякая музыка полезна организму, тем более больному. Медики установили, что рок-музыка отрицательно сказывается на здоровье ее исполнителей. Они жалуются на головную боль и депрессию. Американцы показали, что у всех этих музыкантов, да и их поклонников, снижен слух на частоте 4 тысячи герц, так же как у работающих в шумном цехе. Рок-музыка — один из примеров импульсной музыки. В Норвегии при проверке слуха у большого количества молодых людей, имеющих пристрастие к «металлическим» ритмам, была выявлена потеря слуха. Они не различали таких звуков, например, как шелест листвы.

Что же тут удивляться бесконечным спорам поколений, когда нервные центры слуха у одних натренированы на восприятие поп- или рок-музыки, у других — симфонической? И каждый превращается в «раба» своей неосознанной привычки.

Ведь в мозгу нет пустыни, ничем не занятой территории. В раннем детстве большое пространство принадлежит движению. Постепенно оно сужается: двигательная функция становится, как затем и последующие, более или менее автоматической.

Человек познает мир: ему нужно использовать территорию и возможности своего мозга, чтобы очень много запомнить.

Но захват территории — всегда за счет чего-то. Каждый человек отдает свой мозг во власть той деятельности, которой он больше занимается, тем эмоциям, которые чаще его захватывают. Что мешает мышлению больше — счастливая или несчастная любовь? Скорее та, которая чрезмерно заполняет мозг. И такой «популярный» ныне бюрократ тоже заполняет свой мозг соответствующими эмоциями. А когда мозг принадлежит какой-то одной стихии, человек эмоционально тупеет.

Мозг, конечно, ищет разнообразия, особенно в молодом возрасте. И находит. Но бывает, что эмоциональная тупость развивается на увлечении только рок-музыкой, или только чтением книг, или работой в огороде. Человек же должен постоянно переключаться, сохраняя главную цель: совершенствовать себя в ремесле, творчестве, которым он посвятил жизнь. И помнить, что положительные и отрицательные эмоции тоже без передышки «борются за место под солнцем». Причем отрицательные, как более древние, опытные и изобретательные, доминируют. Поэтому очень важно отдавать предпочтение положительным.

К сожалению, орган равновесия внутреннего уха не следит за этим. Беспокоиться должны мы сами. И в отношении музыки тоже. Помня, что любой крен опустошает мозг.