Кожа (3 урока)

Тема «Кожа» дополняет изученные предшествующие темы. Ее материал раскрывает огромное значение кожи как органа покровной системы организма человека, осуществляющего роль внешнего барьера в обмене веществ организма с окружающей средой.

Рассматривая содержание понятия «кожа», учителю следует касаться свойств кожи как органа, основных его функций в связи с присущей ему структурой.

Существенные признаки содержания понятия «кожа» можно выразить в следующем определенен: кожа — это орган покровной системы организма. Она в связи со специфической структурой надкожицы, собственно кожи и подкожной клетчатки выполняет специализированные функции в обмене веществ организма с окружающей средой: защитную и поддержания постоянства внутренней среды организма.

Особое значение в рассматриваемой теме имеют гигиенические понятия: гигиена кожи, одежды, закаливание организма.

При изучении гигиены кожи и закаливания организма рассматриваются такие вопросы: значение поддержания чистоты кожи, одежды; воздух, солнце и вода как факторы закаливания, действие их на организм через нервную систему и кровь; условия закаливания. Из средств наглядности при изучении темы для демонстрации и самостоятельной работы используется модель или таблицы микроструктуры кожи, самодельная таблица с последовательным перечнем функций кожи, гигиеническая таблица, показывающая количество микробов на участках загрязненной и чистой кожи.

При формировании понятия «кожа» необходимо опираться на  ранее полученные представления и понятия учащихся о значении, свойствах кожи у человека, млекопитающих животных, низших позвоночных. Для расширения и углубления представлений учащихся о коже важно организовать и провести их наблюдения над собственной кожей с целью выявления ее свойств.

Поскольку даже при систематической устной проверке на каждом уроке не удается оценить всех учащихся, планируется письменная проверка знаний.