Кровь и лимфа. Кровообращение (11 уроков)

В процессе изучения тем «Кровь и лимфа» и «Кровообращение» учитель вводит учащихся в круг сложных понятий о крови и лимфе как о внутренней среде всех живых клеток и тканей тела, об относительном постоянстве состава кровяной плазмы как непременном условии нормальной жизнедеятельности организма, о клетках крови и их функциях, об инфекции и иммунитете, о кровообращении, о рефлекторном характере деятельности сердечно-сосудистой системы и о гуморальной регуляции ее, о влиянии физического труда и мышечных упражнений на кровоснабжение организма. Эти вопросы связаны с раскрытием истории борьбы науки с религиозными взглядами на причины заболеваний, на борьбу с ними, на сущность процесса кровообращения.

Тема «Кровь и кровообращение» позволяет показать непосредственную связь между теорией и практикой: учащиеся знакомятся в ней с применением предупредительных прививок и лечебных сывороток, учатся оказывать первую помощь при кровотечениях, подсчитывать пульс для определения работы сердца при физической нагрузке, узнают правила тренировки сердца.

Тема содержит хороший материал для воспитания советского патриотизма, так как в ней раскрывается значение русских ученых — И. П. Павлова, выяснившего иннервацию сердца, и И. И. Мечникова, открывшего фагоцитоз.

Особый интерес учащихся вызывает изучение успехов советской медицины и физиологии в области теории и практики переливания крови, хирургии сердца и сосудов, борьбы с эпидемиями. В процессе изучения темы можно предложить учащимся подготовить по этим вопросам небольшие доклады-пятиминутки и оформить материал в виде стендов.