Нервная система (5 уроков)

Ко времени изучения темы «Нервная система» учащиеся получили богатый материал по нервной регуляции жизненных процессов. Они могут различить безусловные и условные рефлексы, имеют понятие о рефлекторной дуге, рефлекторном характере нервной регуляции. Кроме того, у них есть запас конкретных примеров мышечных, пищевых, дыхательных, сердечно-сосудистых рефлексов и знания о строении и свойствах нервной ткани. Но учащиеся плохо представляют себе строение центральной нервной системы и локализацию функций в ее отделах.

Поэтому основной учебной задачей при изучении темы «Нервная система» является формирование понятий о строении и функциях главных отделов центральной нервной системы.

Знакомство со строением спинного мозга, большими полушариями и стволовым отделом головного мозга и с вегетативной нервной системой сводится главным образом к формированию понятий о рефлекторных центрах.

Материал темы начиная с первого урока рассматривается в плане исторического развития организмов, что имеет большое воспитательное значение. Учащиеся знакомятся с нервной системой человека как результатом длительной эволюции, о чем свидетельствуют общие черты в строении и функциях нервной системы человека и позвоночных животных.

Учащиеся знают о нервной системе беспозвоночных и строении головного мозга различных позвоночных животных. Этот материал необходимо время от времени повторять в новых связях, с тем чтобы можно было показать, как изменились соотношения значения отделов головного мозга в эволюционном ряду животных. Приобретая знания о функциях спинного мозга, ствола, мозжечка и вегетативной нервной системы, учащиеся, по существу, получают понятие о безусловнорефлекторной деятельности. Перед учащимися раскрывается значение отделов центральной нервной системы в координации безусловных мышечных и вегетативных рефлексов. В конце темы, поскольку дается еще общее понятие о строении и некоторых функциях коры больших полушарий, естественно начинается формирование понятий об условнорефлекторной нервной деятельности.

В целях повышения доказательности изучаемого необходимо знакомить учащихся с научными методами изучения центральной нервной системы.

Методически тема «Нервная система» трудная. В школьных условиях нет возможности показать необходимые опыты, мало учебных кинофильмов. В связи с этим при изучении темы основным оборудованием может быть демонстрационный материал: головной мозг животного, пластинчатые препараты срезов мозга, муляжи головного мозга, таблицы и рисунки в учебнике.

Сложный материал о спинномозговых рефлексах изучается на спинномозговой лягушке. Перед изучением темы обязательно нужно заготовить лягушек.