Тема «Обмен веществ и энергии» имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма: о пищеварении, всасывании, дыхании, поступлении веществ с кровью в ткани, об изменений веществ в клетках и удалении из них вредных веществ. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятие об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
Чтобы учащиеся лучше овладели знаниями, следует выделить 3 этапа обмена веществ: поступление пищевых веществ и кислорода в ткани организма через пищеварительную систему и кровь, внутриклеточные изменения веществ (ассимиляция в единстве с диссимиляцией), выведение из организма продуктов обмена.
На первом уроке, при введении в тему, учащиеся повторяют обмен веществ. На последующих уроках учитель дает первоначальное общее понятие о трех этапах обмена веществ. На последнем уроке проводится письменная проверка знаний учащихся.
Кроме оценки за письменную работу по теме, каждый ученик может иметь оценки за проведение самостоятельных работ и не менее одной за устный ответ.
Для преподавания темы «Обмен веществ» рекомендуется серия таблиц А. Н. Кабанова по анатомии, физиологии и гигиене человека, самодельные схемы превращения веществ в процессе обмена веществ между организмом человека и окружающей средой (рис. 50), три этапа обмена веществ и энергии (рис. 49).
- Урок на тему «Значение пищеварения, всасывания, дыхания и кровообращения в обмене веществ организма с окружающей средой»
- Урок на тему «Роль печени в обмене веществ. Водный и солевой обмен»
- Урок на тему «Внутриклеточные изменения веществ. Ассимиляция и диссимиляция»
- Урок на тему «Обмен энергии в организме. Нормы питания»
- Урок на тему «Витамины». Повторение и обобщение по теме «Обмен веществ и энергии»
- Учетно-контрольный урок по теме «Обмен веществ и энергии»