Учебный материал темы очень важен для формирования понятия «анализаторы», которое является органической составной частью понятия «высшая нервная деятельность».
Задача учителя при изучении темы показать, что органы чувств входят в состав анализаторов и их функции по различению раздражителей осуществляются только при участии соответствующих нервов и зон коры больших полушарий. Учащиеся еще из курса зоологии знают, что органы чувств — необходимые звенья связи организма с внешней средой. В данной теме учащиеся вспоминают значение органов чувств для ориентировки животных во внешней среде, при защите и нападении. У человека связь с внешней средой значительно сложнее, чем у животных, так как включает передачу устной и письменной речи. Знания об органах чувств помогут формированию понятий о специфических особенностях высшей нервной деятельности человека, что очень важно для воспитания материалистических взглядов учащихся.
В целях углубления понятия о рефлекторности нервной деятельности необходимо при знакомстве с органами чувств восстановить в памяти учащихся сведения о рефлексах и дать им новые примеры рефлексов, следующих за раздражениями органов чувств (защитные, пищевые, дыхательные, сердечно сосудистые, мышечные).
Чтобы школьники лучше усвоили значение органов чувств, можно рассказать об опытах над животными, у которых искусственно нарушали целостность органов чувств или полностью их удаляли.
В учебнике в конце темы содержится материал о взаимодействии различных органов чувств при трудовой деятельности. Для формирования понятия об отражении в нервной системе предметов внешнего мира и об участии в познании вещей органов чувств можно дать учащимся понятие о взаимодействии возбуждения в разных анализаторах при создании образов, отражающих вещи и явления внешнего мира.
В теме даются практически важные сведения о гигиене органов чувств.
Материал темы усваивается хорошо при необходимой наглядности таблиц, в том числе самодельных, моделей, кинофильмов.
Успешности обучения помогают самонаблюдения и опыты;
В настоящих рекомендациях к урокам предлагается дополнительно к учебнику еще несколько возможных самонаблюдений и несложных опытов.
В теме могут быть использованы кинофильмы «Орган слуха» и «Глаз — орган зрения». При планировании уроков по теме необходимо выделить один час на подведение итогов по материалу темы. На этом уроке изучается только один новый вопрос обобщающего характера — о взаимодействии различных анализаторов, а остальное время занимает проверка знаний по всей теме.
- Урок на тему «Значение органов чувств. Орган зрения» (первый вариант)
- Урок на тему «Зрение и его гигиена»
- Урок на тему «Орган слуха»
- Урок на тему «Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса»
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Органы чувств»