Органы чувств (5 уроков)

Учебный материал темы очень важен для формирования понятия «анализаторы», которое является органической составной частью понятия «высшая нервная деятельность».

Задача учителя при изучении темы показать, что органы чувств входят в состав анализаторов и их функции по различению раздражителей осуществляются только при участии соответствующих нервов и зон коры больших полушарий. Учащиеся еще из курса зоологии знают, что органы чувств — необходимые звенья связи организма с внешней средой. В данной теме учащиеся вспоминают значение органов чувств для ориентировки животных во внешней среде, при защите и нападении. У человека связь с внешней средой значительно сложнее, чем у животных, так как включает передачу устной и письменной речи. Знания об органах чувств помогут формированию понятий о специфических особенностях высшей нервной деятельности человека, что очень важно для воспитания материалистических взглядов учащихся.

В целях углубления понятия о рефлекторности нервной деятельности необходимо при знакомстве с органами чувств восстановить в памяти учащихся сведения о рефлексах и дать им новые примеры рефлексов, следующих за раздражениями органов чувств (защитные, пищевые, дыхательные, сердечно сосудистые, мышечные).

Чтобы школьники лучше усвоили значение органов чувств, можно рассказать об опытах над животными, у которых искусственно нарушали целостность органов чувств или полностью их удаляли.

В учебнике в конце темы содержится материал о взаимодействии различных органов чувств при трудовой деятельности. Для формирования понятия об отражении в нервной системе предметов внешнего мира и об участии в познании вещей органов чувств можно дать учащимся понятие о взаимодействии возбуждения в разных анализаторах при создании образов, отражающих вещи и явления внешнего мира.

В теме даются практически важные сведения о гигиене органов чувств.

Материал темы усваивается хорошо при необходимой наглядности таблиц, в том числе самодельных, моделей, кинофильмов.

Успешности обучения помогают самонаблюдения и опыты;
В настоящих рекомендациях к урокам предлагается дополнительно к учебнику еще несколько возможных самонаблюдений и несложных опытов.

В теме могут быть использованы кинофильмы «Орган слуха» и «Глаз — орган зрения». При планировании уроков по теме необходимо выделить один час на подведение итогов по материалу темы. На этом уроке изучается только один новый вопрос обобщающего характера — о взаимодействии различных анализаторов, а остальное время занимает проверка знаний по всей теме.