Пищеварение (7 уроков)

В процессе преподавания данной темы задача учителя состоит в том, чтобы сформировать у учащихся знания о функциях системы органов пищеварения в единстве с их структурой; об изменении органов пищеварения у животных в процессе исторического развития, о методах изучения пищеварения и значении работ И. П. Павлова в области пищеварения, о взаимосвязи системы органов пищеварения с другими системами в целом человеческом организме; сформировать гигиенические знания и умения, которые являются практическим выражением анатомо-физиологических знаний учащихся о системе органов пищеварения.

Учителю следует учитывать, что данная тема включает сложный состав знаний, которые представляют систему понятий разного объема. Общее понятие темы — «система органов пищеварения». В него входят подчиненные, более узкие понятия: органы пищеварения (ротовая полость, желудок, кишечник), пищеварительные железы (слюнные, желудочные, печень, поджелудочная, кишечные).

В рассматриваемой теме раскрываются следующие положения: пищеварительная система, являясь частью организма, выполняет в обмене веществ организма с окружающей средой специализированные функции пищеварения и всасывания.

Под пищеварением у человека понимается механическое измельчение пищи и ее химическое расщепление, происходящее в системе органов пищеварения под влиянием ферментов и приводящее к превращению сложных веществ в более простые.

Всасывание — проникновение питательных веществ через клетки кишечных ворсинок в кровь.

Функции пищеварения и всасывания следует рассматривать в единстве с анатомической и клеточной структурой органов пищеварения.

Материал о функциях пищеварения и всасывания в единстве с анатомической и клеточной структурой и составляет содержание общего понятия «система органов пищеварения» и указанных выше подчиненных ему понятий.

Кроме рассмотренных понятий, тема включает следующее понятия: пища, методы изучения пищеварения, регуляция пищеварения, гигиена и патология.

В содержании понятия «пища» существенным является  ее значение для организма в качестве строительного материала и источника энергии в связи с определенным химическим  составом.

В содержание понятия «методы изучения пищеварения» входит характеристика фистульного метода, обоснованного и примененного акад. И. П. Павловым при изучении пищеварения, следствием чего явилось открытие им рефлекторного характера сокоотделения. В связи с этим учитель, подчеркивая огромное значение работ И. П. Павлова в области пищеварения, раскрывает понятия о рефлекторных и гуморальных механизмах регуляции пищеварения,
Понятия «гигиена» и «патология» придают теме практическую направленность, Основным их содержанием является уход за зубами, режим питания, предупреждение и лечение желудочно-кишечных заболеваний,
Выделение понятий и установление связи между ними свидетельствуют о системности в содержании темы, а это, в свою очередь, может способствовать при определенных педагогических условиях созданию у учащихся системы знаний, правильного, логического мышления.

Для формирования у учащихся прочных знаний по теме необходимо постоянное развитие составляющих ее понятий. Это находит свое выражение в последовательном расположении уроков.

Несмотря на то что в практике преподавания темы встречаются различные варианты планирования уроков, существует общий подход, в основе «которого лежит принцип синтез — анализ — синтез. Согласно этому принципу на первом уроке следует раскрыть структуру системы органов пищеварения и указать на функцию пищеварения в единстве с определенной клеточной структурой в ротовой полости, желудке, кишечнике, на процесс всасывания в ворсинках кишечника.

Учитель, раскрывая материал о пищеварении и всасывании, должен показать их связь с определенными органами и их клеточными структурами: механическое измельчение пищи — с зубами и гладкими мышцами желудка; перистальтику — с мышцами пищевода и кишечника; химическое расщепление — с деятельностью клеток пищеварительных желез; всасывание — с работой клеток кишечных ворсинок.

На предпоследнем уроке у учащихся синтезируются знания о функциях системы органов пищеварения во взаимосвязи со структурой, изучается большая часть гигиенического материала и желудочно-кишечные заболевания. На последнем уроке проводится письменная проверочная работа по материалу темы.

В процессе последовательного формирования у учащихся понятий новые знания будут возникать на основе уже имеющихся. В связи с этим следует опираться на знания, полученные учащимися в курсе зоологии: о структуре и функциях системы органов пищеварения у млекопитающих и других животных, о значении пищи для животных и ее химическом составе, о зависимости строения зубов, желудка, слепой кишки от характера пищи и способа питания животных, о действии на пищу пищеварительных соков, о проникновении питательных веществ через стенку желудка; на примеры пищевых рефлексов — безусловных и условных.

Учителю следует эти знания учитывать и на их основе развивать новые знания в данной теме.

В процессе преподавания необходимо использовать изобразительные пособия: модель пищеварительной системы человека, таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека, самодельную таблицу-свиток, которая последовательно покажет в схемах систему органов пищеварения человека и некоторых позвоночных животных, органы пищеварения дождевого червя, кишечную полость гидры, пищеварительные вакуоли амебы.

Для проведения учащимися самостоятельных работ следует подготовить раздаточный материал; копию указанной выше таблицы-свитка. Приготовить это можно способом фотографирования изображенных схем, добавив к ним пояснительный текст. Текст должен содержать характеристику функций пищеварительных органов в единстве со структурой изменения этих органов в процессе исторического развития органического мира. В работе по опытному выявлению условий действия пищеварительных ферментов следует обеспечить учащихся посудой, аптекарскими препаратами желудочного сока. Для лучшего усвоения темы необходимо показать фильм «Методы изучения пищеварения».