Развитие человеческого организма (3 урока)

Темой «Развитие человеческого организма» заканчивается изучение анатомии, физиологии и гигиены человека. В этой теме раскрыта сущность и значение размножения, зародышевого развития в организме человека, послезародышевого развития, доказательств исторического развития человека.

Материал темы состоит из нескольких взаимосвязанных общих понятий. Так, общему понятию «половая система» подчинены более узкие понятия: семенники, яичники, яйцеводы, матка.

Функции половой системы связаны со структурой определенных половых органов и клеток. Этот материал составляет содержание общего понятия «половая система» и понятий ему подчиненных.

Другое общее понятие темы — «послезародышевое развитие». В состав содержания его входит общая характеристика развития человека по периодам (грудной, ясельный, дошкольный, школьный).

Третье общее понятие темы — «доказательства исторического, развития человека». Его содержание включает признаки сходства зародышей человека и животных.

В задачу данной темы входит последовательное формирование у учащихся содержания каждого из перечисленных понятий.

На последнем уроке проводится письменная проверочная работа.

Из средств наглядности рекомендуются для демонстраций: фрагменты из фильма «Клеточное строение животных»; таблицы: «Дробление и гаструляция оплодотворенного яйца у ланцетника», «Расположение плода в матке», «Строение яйцеклетки и сперматозоида у человека», «Органы и ткани, образующиеся из зародышевых листков».

Изучение материала темы вызывает у учащихся большой интерес. Однако отдельные из них проявляют при этом ложную стыдливость. Объясняется это главным образом отсутствием у учащихся научных знаний о размножении. Это обязывает учителя излагать материал на высоком научном уровне, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.