Реанимационные мероприятия

Необходимость в проведении реанимационных мероприятий может возникнуть в любой момент пребывания ребенка в хирургическом отделении. Реанимационные состояния возникают вследствие тяжести основного заболевания, присоединения осложнений или неадекватной реакции на проводимую терапию.

В задачу медицинской сестры входит предупреждение возникновения реанимационного состояния. Это достигается внимательным отношением к детям, находящимся в поле зрения медицинской сестры, и умением уловить самые незначительные изменения в поведении и состоянии ребенка. Особо опасен в плане возникновения осложнений послеоперационный период. Вот почему медицинская сестра должна немедленно вызвать врача к ребенку при первых признаках ослабления дыхания, ухудшения пульса, изменения его частоты и ритма, падения артериального давления и пр. Внимательная медицинская сестра обратит внимание на тенденцию к повышению температуры еще до развития тяжелого гипертермического синдрома. И никто, кроме медицинской сестры, этого не сделает, потому что ближе к ребенку, чем медицинская сестра в хирургическом отделении, никого нет.

Наиболее частыми причинами необходимости проведения реанимационных мероприятий являются нарушение деятельности дыхательной, и реже у детей — сердечно-сосудистой системы.

При нарушении ритма или остановке дыхания при сохраненной сердечной деятельности медицинская сестра вызывает врача и сама пытается установить причину подобного состояния. Если возникшее затруднение дыхания связано с рвотой, то немедленно отсасывают содержимое из ротоглотки, придают больному горизонтальное положение в кровати и при отсутствии эффекта от этой процедуры начинают дыхание с помощью маски и мешка типа «Амба», а если они отсутствуют, то дыхание «рот в рот» через маску, мундштук или непосредственно (рис. 8). Эффективность дыхания определяют по экскурсии грудной клетки. Если экскурсия грудной клетки видна, значит искусственная вентиляция проводится правильно. При западении языка и нижней челюсти их выводят кпереди. Как только начнет восстанавливаться самостоятельное дыхание, начинают ингаляцию кислорода, лучше с помощью специальных аппаратов, которые всегда должны быть наготове.

методики искусственного дыхания
8. Методики искусственного дыхания:
а — с помощью маски и мешка типа «Амба»; б — «рот в рот» с помощью маски; в — с помощью мундштука; г — непосредственно «рот в рот»
положение рук при закрытом массаже сердца
9. Положение рук при закрытом массаже сердца:
а — вид сверху; б — вид сбоку

При одновременной остановке дыхания и сердечной деятельности необходимо проводить искусственное дыхание вышеописанными способами и начать закрытый массаж сердца. Методика закрытого массажа сердца у ребенка приведена на рис. 9. Необходимо отметить, что правильно проводимый закрытый массаж сердца у детей, вследствие податливости передней грудной стенки, настолько же эффективен, как и открытый массаж. Основные правила проведения закрытого массажа сердца: массаж следует проводить на твердом основании; ребенок не должен во время массажа лежать на мягком, пружинистом матраце; он должен лежать на деревянном щите. Поэтому ребенка в первые сутки после операции лучше укладывать сразу на деревянный щит. Далее, во время массажа должен прощупываться пульс на периферических артериях. Если пульс не прощупывается, значит массаж сердца проводится неверно. Считают, что на каждые четыре массажных давления необходимо одно дыхательное. Это будет справедливо только при одном условии: частота «сердечных сокращений» должна быть не менее 50—70 в 1 мин, тогда эффективность всего комплекса будет достаточной.

Следует отметить, что одной из частых причин остановки сердца является повышенная доза внутривенно вводимого калия, быстрого темпа его введения или одновременного введения больших доз калия и сердечных гликозидов. Поэтому, если в момент остановки сердечной деятельности внутривенно капельно вводятся соединения калия, то капельницу следует немедленно перекрыть.

Наготове в послеоперационной палате находится стерильный набор, состоящий из длинной иглы и шприца, чтобы в случае необходимости произвести пункцию сердца для введения в него раствора адреналина и хлорида кальция, а внутривенно — преднизолона, мочегонных, сердечных гликозидов и гидрокарбоната натрия для ликвидации развивающегося метаболического ацидоза.

К голове ребенка при появлении признаков отека мозга или с профилактической целью прикладывают резиновые пузыри со льдом.