Понятие о лечебной физической культуре. Краткие сведения о ее развитии

Страницы: 1 2 3 4

В этот период значительную роль в развитии лечебной физической культуры играли Московский институт физической культуры и Нейтральный институт курортологии. В Институте физической культуры была организована вначале доцентура, а в 1928 г.— первая в нашей стране кафедра врачебной гимнастики. В 1926 г. в Москве при больнице «Медсантруд» М. А. Романов организовал первую в стране площадку физиотерапии и физкультуры.

Исключительно важное значение для популяризации метода лечебной физической культуры среди врачебной общественности имели устные и печатные выступления видных клиницистов того времени— терапевтов Д. Д. Плетнева, М. П. Кончаловского, А. И. Валединского, невропатолога В. К. Хорошко, ортопеда А. К. Шенка, хирурга В. И. Разумовского и др. Так, крупнейший советский терапевт-кардиолог Д. Д. Плетнев в статье «Роль сердечно-сосудистой системы в физической культуре» показал решающее значение дозировки физической нагрузки для успешного применения физических упражнений в оздоровительных целях. Он рассматривал физическую тренировку как главное средство функциональной терапии и призывал к глубокому изучению этого средства в кардиологической клинике.

В 1927 г. был создан Государственный научно-исследовательский институт диететики и лечебной физической культуры, просуществовавший до конца 1930 г. За это короткое время институтом была проведена работа по специализации и усовершенствованию многих врачей по лечебной физической культуре и в 1928 г. выпущено руководство для врачей. Данное руководство несомненно способствовало повышению знаний врачей в области физической культуры, внедрению ее в практику и, что особенно важно, внесло ясность в терминологию: был предложен термин «лечебная физическая культура» взамен употреблявшихся в то время терминов «кинезотерапия», «врачебная гимнастика», «мототерапия» и др.

Основными чертами первого этапа следует считать создание организационных основ лечебной физической культуры, ее пропаганду среди медицинских работников, внедрение в практику, главным образом в санаторно-курортную, определение основных показаний и противопоказаний к применению физических упражнений у больных. Наряду с этими достижениями следует отметить еще довольно низкий уровень научного обоснования метода, порождавший эмпиризм в работе, декларативность методических рекомендаций и большой разнобой в теории и методике лечебной физической культуры.

Второй этап развития лечебной физической культуры (1931 — 1941 гг.) характеризуется относительно быстрым переходом от эмпирики к научному обоснованию применения лечебной физической культуры, дальнейшим организационным ее укреплением, активным проникновением не только на курорты, но и в больницы, поликлиники, детские учреждения, усиленной подготовкой кадров специалистов, изданием ряда крупных руководств (И. М. Саркизов-Серазини, В. В. Гориневская, В. К. Добровольский, Е. Ф. Древинг и др.). В ряде научных учреждений создаются отделения лечебной физической культуры. В 1934 г. в Ленинграде издается большой сборник «Лечебная физкультура в стационаре», в котором было впервые показано значение физической тренировки не только для лечения, но и для восстановления трудоспособности, т. е. социальной реабилитации после болезни.

Приказом Наркомздрава с 1931 г. в медицинских вузах и институтах усовершенствования врачей был введен курс лечебной физической культуры, что благотворно сказалось на подготовке врачебных кадров и стимулировании научной работы. Важная роль в этом принадлежала кафедре Центрального института усовершенствования врачей, которая была создана (1931 г.) и возглавлена Б. А. Ивановским.